С режиссером Ланой Опаленик я познакомился в процессе документирующих фотосъёмок на репетициях инклюзивного спектакля «Кармен». Лана на себе демонстрировала позу, которую актеру следовало принять, а слепоглухой исполнитель Алексей Горелов НА ОЩУПЬ её воспринимал, повторял, а Лана тут же подправляла, тоже на ощупь. Естественно все вопросы о режиссерской СВЕРХЗАДАЧЕ в постановке данного спектакля отпали.
Кроме одного, как ей всё это удаётся? Как, вообще всё это возможно? Но оказалось, что таких НЕОРДИНАРНЫХ актеров в труппе ещё трое: один «даун», один «колясочник» и один «церебральщик»… И за все пять репетиций, что мы проработали вместе, я не слышал, чтобы Лана хоть раз повысила голос или как-то иначе проявила раздражение. Более того, она странным образом, видимо собственным примером, создавала на площадке атмосферу радостного творчества, творческого подъёма.
А «сверхзадачи», одна другой сложнее и неожиданней, возникали на каждом шагу.
Хотя бы, как правильно (сколько и когда) делать шаги в той или совсем иной эмоциональной ситуации СЛЕПОГЛУХОМУ, привыкшему ВСЮ ЖИЗНЬ определенным размеренным шагом ощупывать ступнями под собой дорогу. Как научить улыбаться (смеяться), изображать удивление, гнев, ярость человека, который НИКОГДА не видел этих выражений на лицах других людей и никогда не пробовал сам это делать… А Андрей Горелов, (Хосе) при всей обаятельности, по натуре человек сдержанный, крайне дисциплинированный, живущий в рамках строгих самоограничений, да ещё и однолюб. «Я женат!» - Твердо отвечает он на все провокационные прикосновения Кармен (в исполнении Аноры Халматовой). Для него они только сигнал к следующему ответному жесту и начало отсчета до его смены. И так - весь эпизод и весь спектакль. Но посмотрите, как он улыбается, гневается, удивляется, уже на последних репетициях.
А Алексей Пономарев (Англичанин) без конца смеялся. Смехом переламывал боязнь сделать что-то не так, как надо. Заглушал постоянный страх ошибиться в движении (или произношении) преследующий его всю жизнь. Но Лана, словно опытный психотерапевт, научила его «отключаться» от страхов и в нужный момент «входить в роль». Тихо, без напрягов, несколько раз побеседовав шепотом в сторонке…
Смею напомнить, что никто из исполнителей «с ограниченными возможностями» не проходил курса актерского мастерства, сценического движения и пр. чему обучают в театральных студиях, школах и институтах (!)
А с Анорой Халматовой в роли Кармен обратная картина. Это - безудержный фонтан хореографических фантазий. Она, даже когда не занята в репетиционном эпизоде, непрерывно что-то вытворяет со своим телом и предлагает режиссеру фейерверк пластических решений, и надо тактично искать «золотую середину». И они нашли-таки её в несколько неординарном решении образа Кармен и неожиданном финале – расплата за совершенные убийства ждёт каждого и после физической смерти.
На всех премьерах и показах публика была в восторге. Над залом в громе аплодисментов витал общий вопрос: «Как ей такое удалось?» И недоумение непосвященных: «А где же актеры с ограниченными возможностями?»
Полагаю, это убедительно говорит о, воистину, безграничных возможностях молодого режиссера.
Владимир Владимиров
Фото (45 из 450) Влада Петрова, Дмитрия Кондрашова и В. Владимирова.