История пуэрто-риканских амазонов началась более 30 лет назад. Из-за постоянно увеличивающегося населения в Пуэрто-Рико требовалось больше пространства для выращивания сельскохозяйственных культур.
Поскольку на территории Пуэрто-Рико пригодных для этого территорий не так уж и много, правительство приняло решение увеличить площадь пригодных для сельского хозяйства земель за счет вырубки лесов.
Помимо плодородной почвы, остающейся на месте срубленных деревьев, расчистка территории приносила ещё и материальную выгоду - за вековую древесину хорошо платили. Жажда сиюминутной наживы привела к стихийной вырубке вековых тропических лесов. Вместе с лесом исчезали присущие этой территории животные, растения и птицы, многие – безвозвратно.
Так к 1970 году пуэрто-риканские амазоны, встречавшиеся ранее по всему острову, сохранились только на одном небольшом участке в Эль-Юнке, в количестве 13 птиц. Орнитологи и зооактивисты решили попытаться спасти стремительно исчезающий вид. Был создан «Проект по восстановлению пуэрто-риканских попугаев» в неволе на базе заповедника.
Поскольку популяция попугаев, находящихся в природе, сильно истощилась, то в качестве «суррогатных родителей» были привезены латиноамериканские попугаи – родственный вид, распространенный на территории Гаити и Доминиканской Республики. К 1973 году удалось вырастить в неволе малочисленную стаю.
Ещё через несколько лет стая выросла на столько, что стало возможным её разделить, и часть птиц перевезли на новое место – в государственный питомник в Рио-Абахо. Там разведение попугаев тоже оказалось удачным, стаю снова разделили, и часть амазонов выпустили в прилегающий лес Рио-Абахо, где ранее водились эти птицы, но исчезли.
К 2006 году насчитывалось четыре стаи пуэрто-риканских амазонов: две стаи в Эль-Юнке и две – в Рио-Абахо. В каждом месте одна стая находилась на свободе, а одна в неволе. Ученые-орнитологи пристально наблюдали за каждой популяцией, вели подробные записи в журналах, фото и аудиозаписи.
Проводя исследования, ученые-биологи начали замечать, что голоса попугаев на разных территориях различаются. Сопоставив в 2013 году аудиограммы всех четырех популяций, ученые подтвердили свои опасения – все группы говорили на разных диалектах.
Причем речь диких попугаев в Эль-Юнке и Рио-Абахо различались кардинально – со стороны можно было подумать, что это голоса птиц другого вида.
Проблема состояла в том, что к концу года планировали выпустить стаю «невольничьих» птиц к дикой стае в Эль-Юнке. А языковая проблема могла стать препятствием в адаптации новых птиц к дикой стае.
Тогда провели новый эксперимент – отловили часть диких особей и подселили в вольер к живущим в заповеднике. Молодые дикие птицы быстро приспособились и переняли новую манеру разговора и обучили своей. Взрослые птицы отказались общаться с другими и перенимать новую речь, формировали отдельные группы.
Ученые пришли к выводу, что молодые птицы лояльнее, активнее и готовы адаптироваться, а взрослые птицы не могут или не хотят принимать новые условия.
Конец сомнениям ученых положил ураган Мария, уничтоживший полностью дикую популяцию в Эль-Юнке. Поэтому 30 птиц, находившихся в заповеднике, выпустили в лес, чтобы заменить погибшую популяцию, не опасаясь за адаптивные способности новой стаи.
Пуэрто-риканские амазоны прижились на новых территориях, по состоянию на 2020 год популяция насчитывает свыше 600 попугаев. Птицы всё ещё под угрозой исчезновения, но начало положено, а как всё будет развиваться – покажет время.
Вы нам очень поможете, если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.
Любите животных? Посетите наш второй канал «Зверски интересно».