Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хочу вас сразу успокоить: правила поведения на других планетах по-ефремовски – это не значит в невменяемом состоянии на крутом звездолете пробить толщу атмосферы и шмякнуться о твердь, попутно придавив парочку туземцев.
Речь, конечно же, пойдет о правилах безопасности при высадке на чужеродную планету, изложенных великим писателем-фантастом Иваном Ефремовым в научно-фантастическом романе «Туманность Андромеды».
По первоначальному замыслу планировал назвать статью «Олухи небесные», и посвятить её разбору поведения персонажей-колонистов из фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет», но сколько уже об этой хохме сказано, что мне нечего добавить. А вот действия астролетчиков-коммунистов по защите от инопланетных патогенов многими позабыты.
Роман создавался еще до запуска первого искусственного спутника, но научная интуиция писателя уже предвидела опасности, с которыми могут столкнуться покорители космического пространства.
В одной из глав романа Ефремов рассуждает об опасности, исходящей от внеземной формы жизни:
«Чужая, развивающаяся в условиях иных планет, другими путями эволюции, жизнь в общей для космоса форме белковых тел была чрезвычайно вредна для обитателей Земли. Защитные приспособления организмов от вредных отбросов, от болезнетворных бактерий, выработанные за миллионы веков на нашей планете, были беспомощны против чужих форм жизни. В равной степени жизнь с других планет подвергалась опасности на нашей Земле».
По сюжету романа «Туманность Андромеды» звездолет «Тантра», совершающий 37-ю межзвездную экспедицию, вынужденно сел на мрачную планету у Железной звезды.
Командир корабля Эрг Ноор, озабоченный возможной встречей с неизвестной жизнью, распорядился извлечь из дальнего складского отсека средства биологической защиты.
Для предохранения от биосферы чужой планеты звездолетчики облачались в герметичные биологические скафандры. В дальнейшем ни у кого из исследователей даже мысли не возникло снять шлем и вдохнуть полной грудью местный воздух, а он по составу практически не отличался от земной атмосферы. Кто не понял, это упрек в сторону экипажа корабля «Прометей» из одноименного кинофильма.
Выход звездолетчиков на поверхность осуществлялся через специальную шлюзовую камеру, в которой нагнеталось давление воздуха в пять атмосфер. Как только гидравлические домкраты выдавливали внешний входной люк, людей потоком воздуха выталкивало наружу и двери стремительно захлопывались.
Благодаря этой хитрости инопланетные патогенные микроорганизмы не смогли проникнуть во внутреннюю полость звездолета «Тантра». Воздушные массы движутся в сторону участка с низким давлением, а так как атмосферное давление на чужой планете превышало нормальное в одну целую и четыре десятых, то пять атмосфер, давящие из шлюзовой камеры, не давали ничему вредному из чуждой биосферы проникнуть внутрь кусочка Земли.
Кстати, современные лаборатории самого высокого уровня биологической защиты (Biosafety Level, BSL-4) [1] оснащены системами управления воздушными потоками по принципу: чем выше уровень защиты помещения, тем ниже в нем давление воздуха.
P.S. В качестве превью к данной статье использован кадр из фильма «Сатурн-3». Несмотря слабую научную подоплеку, в картине имеются несколько фрагментов, претендующих на достоверность, например, астронавты, возвращаясь с безжизненной поверхности одного из спутников планеты-гиганта, проходили в шлюзовой камере обеззараживание с помощью излучения, вероятно, ультрафиолетового.
Напомню, что фильм «Сатурн-3» вышел на экраны еще в далеком 80-м году прошлого века, но научной достоверности в нём больше, чем в современном космическом блокбастере от именитого режиссера.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Biosafety Level, BSL-4 – наивысший уровень биологической безопасности, четвертый
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Читайте также:
А ещё в этом фильме можно увидеть пролёт через кольца Сатурна