Продолжу вспоминать фильмы, в которых актрисы не просто играют свою роль, а создают на экране образ самой России. Ранее я уже упоминал кино с женскими персонификациями страны, написал про это три текста (ссылки – ниже). Сегодня – парочка картин с той же полки.
«Матильда». Родину не выбирают
Почему будущий император Николай II в фильме «Матильда» (2017) выглядит безалаберным нытиком? Ответа два. Во-первых, у режиссера Алексея Учителя часто, и в этом фильме точно, мужики оказываются неженками, инфантилами и неадекватами. В его мирах обычно правят сильные женщины. Наверно, сценарист Дуня Смирнова так научила.
Во-вторых. Это тренд последних лет 15 в России. Везде, где появляется персонификация России, мужики начинают бессистемно мочить друг в друга («Восьмерка», «Жила-была одна баба»), профукивают свое счастье в объятиях Родины, которое было так возможно, и страдают («Солнечный удар»), долго не могут выбрать между двумя Россиями, отвлекаясь за загулы («Викинг»), вообще никчемно существуют («Нелюбовь»). Или представляют собой инфантилов – как в «Матильде».
Не суть, какая Mother Russia. Ищущая, на кого положиться («Солнечный удар»), представляющая вид религии («Викинг») или просто созданный на потребу европам презираемый режиссером монстр («Нелюбовь»), мужики часто где-то теряются. Вот такая национальная культура в тренде.
Иногда этот ход пробуют повторить на Западе. Недавно Бен Аффлек в «Законе ночи» вывел целых трех Матерей-Америк (как будто сценарий «Викинга» читал). Но в целом это русское развлечение.
В «Матильде» образ России по праву у императрицы Марии Федоровны, а далее, по исторической логике, в этот статус входит будущая императрица Александра Федоровна (германская актриса Луиза Вольфрам). И та, и другая играют Родину, которую не выбирают, с которой живут и умирают. А сама Матильда символизирует свободу, которой иногда приходится жертвовать.
«Кококо». Две души одной страны
Выше упоминалась Авдотья Смирнова, писавшая сценарии для Учителя. А вот и ее фильм «Кококо» (2012) – как раз про две разные России.
На этот раз авторы не стали ходить вокруг да около, для продвижения картины уже в аннотации заявлена женская персонификация страны:
«По воле случая они встретились – и сошлись: вода и пламень, синий чулок и тусовщица, интеллигенция и народ. Лиза и Вика – две стороны одной медали по имени Россия».
Интеллигентная Россия, постоянно озабоченная судьбами отечества, падением уровня национальной культуры, посещающая митинги оппозиции, по старинке участвующая в политических диспутах на кухне – это жительница Санкт-Петербурга Лиза, ее играет Анна Михалкова.
Второй образ страны – по-уральски чокающая, простоватая и бесцеремонная тусовщица Вика, конечно же, из Екатеринбурга.
Женщины знакомятся в поезде, где у них обеих крадут сумки с документами (возможно, аллюзия на полит-экономические потрясения прошлого). В процессе возникшей дружбы Лиза и Вика переживают разные моменты – от эйфории совпадений до жесткого разлада.
Сверхзадача такая. Кино не про рукопожатную интеллигенцию со светлым лицом и дремучую «остальную Россию». Это добрая трагикомедия про одну страну, переживающую сильный душевный разлом.
Правда, той частью русской души, которая не жалеет себя на заводе, в школе или больнице, фильм Дуни Смирновой не интересуется. Что для кино этого автора и для 2012 года совсем не удивительно.
Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 1)
Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 2)
Самые яркие актрисы в образе России-Матушки (часть 3)