«Испанка» Кес Ван Донген
Первое, что бросается в глаза при взгляде на нее – яркий румянец и огромные бездонные глаза.
Большую часть жизни нидерландец Кес ван Донген провел во Франции.
Благодаря портретам ван Донгену удалось влиться в светскую жизнь французской столицы.
Поначалу его моделями были дамы полусвета: певицы кабаре, танцовщицы, работницы улиц красных фонарей.
Вскоре его идеализированные, обобщенные образы большеглазых красоток завоевали такую популярность, что к нему начали выстраиваться в очередь и представительницы более знатных сословий.
Все хотели увидеть себя такими, какими видел женщин ван Донген: страстными, яркими дивами без изъянов, больше напоминающими кукол с совершенными пропорциями.
Критик Луи Воксель говорил, что работы нидерландца – «низвергающаяся оргия света, жара, цвета». Хотя если сравнивать его портреты со знаменитой «Женщиной в шляпе» Матисса, наделавшей шуму на том же Салоне, они могут показаться не такими уж и вызывающе цветастыми.
«Женщина в шляпе» Анри Матисс
С картины «Женщина в шляпе» началась известность Матисса.
Матисс выставил ее на Осеннем салоне в 1905 году.
Бедная публика только смирилась с выходками импрессионистов, и снова всё изменилось!
Президент Осеннего салона Франсис Журден придерживался позиции «я, конечно, человек прогрессивный, но меру знать надо», поэтому на всякий случай настаивал на отклонении картины.
На портрете Матисс изобразил свою жену Амели. Смелое, невиданное досель сочетание красок образует удивительную гармонию и одновременно дает понять, почему это направление нарекли фовизмом (les fauves - дикий).
Разве женщина может быть такой?
Но цвет у Матисса – это всегда цвет преображенный, это не цвет быта, это цвет живописи, что подтверждает его знаменитое высказывание: «Я создаю не женщину, я создаю картину».