Найти в Дзене
RinaBis

Пастернак и Цветаева. Была ли любовь?

Нет, любви в обычном человеческом понимании не случилось. Это была скорее беседа двух поэтов, двух родственных душ на одном, понятном обоим языке. Эти люди понимали друг друга на каком-то непостижимом человеку уровне. Как высказалась об этой связи Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой:

Это был диалог на высоте Джомолунгмы.

Думаю, обоих терзали вопросы, а ответы они искали друг у друга, находясь на одной волне.

Источник: m.fishki.net
Источник: m.fishki.net

Эпистолярный роман длился 14 лет. Первое письмо написал Пастернак под впечатлением от сборника стихов Цветаевой "Версты"(1922 г).

... Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!..

Она в Чехии, он в России. До этого они виделись пару раз, но ни один не придал значения этим встречам. Да и не нужны им были реальные встречи!

Пастернак восхищался поэзией Цветаевой, свободой ее творчества. Известно, что Цветаева была всю жизнь независима от любой власти, и от чужих мнений. Из-за категоричности и требовательности к себе и к другим, плохо заводила знакомства, по сути страдала от одиночества.

Пастернак, напротив - человек душевный, умеющий дружить, в том числе и с "нужными " людьми. В последствии, когда Марина приехала в Россию, он-то и помогал ей налаживать контакты, обеспечивал заказами на переводы. Но Пастернак, в отличие от Цветаевой, страдал от несвободы в творчестве. Хоть и был обласкан властями (в 20-30-х годах его даже называли лучшим поэтом Советского Союза), но удовлетворения от своей работы не получал. Кстати, именно Марина посоветовала начать "большую вещь":

Это будет Ваша вторая жизнь, первая жизнь, единственная жизнь.
Вы будете страшно свободны.

В письмах друг другу они нашли то, чего им недоставало в реальности. Были и объяснения в любви, и поиски возможности встретиться.

... я счастлива быть Вашим современником.
Ты- мой вершинный брат, все остальное в моей жизни - аршинное. (Цветаева)
Вы сердечный мой воздух, которым день и ночь дышу я... (Пастернак)
Вы возмутительно-большой поэт! (Пастернак)
Любить Вас так, как надо, мне не дадут, и всех прежде, конечно, - Вы. (Пастернак)
Россия для меня - только ты. Ты мой слух и мое зрение в России. (Цветаева)

Марина в 1925 г родила мальчика, которого хотела назвать Борисом.

Вам я сыну посвящаю - как древние - божеству!

Встреча все же состоялась. В 1936 г, на антифашистском конгрессе в Париже, где Пастернак выступал от имени советской интеллигенции. Борис говорил речь с трибуны, а Марина присутствовала как зритель. Затем они гуляли по Парижу, разговор не клеился, к тому же Пастернак плохо себя чувствовал. Оба остались разочарованы "невстречей" - по выражению Цветаевой.

Непонятно, почему Пастернак не отговорил Цветаеву ехать в Россию, ведь он-то понимал, что ждало возвращенцев. Надо отдать ему должное, в России он помогал семье Цветаевой выживать. И после гибели Марины поддерживал Асю, сестру Марины, сына Мура, и дочь Алю. Благодаря его помощи Ариадна Эфрон смогла купить домик в Туруханске, в ссылке.

Гибель своей духовной сестры Пастернак пережил очень тяжело. Марине посвящены строки:

... Что делать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.

Пастернак, гениальный поэт, признанный во всем мире писатель, был ещё и очень хорошим человеком. Большую часть своих гонораров он раздавал нуждающимся друзьям и знакомым, их семьям. В ящике его стола всегда лежали квитанции денежных переводов в разные концы страны. Даже в голодные военные годы, и все это безвозмездно. Известно, что он готов был отдать Нобелевскую премию в Фонд мира, но вынужден был написать отказ.

Роман в письмах к Цветаевой позже продолжился перепиской с Ариадной, отбывавшей срок сначала в лагерях, затем в ссылке. Именно Борису Леонидовичу доверяла Аля свои невеселые мысли, с ним делилась воспоминаниями о прежней жизни. Пастернак высоко ценил литературные способности Али, советовал ей писать зарисовки "в духе Чехова". И один из экземпляров "Доктора Живаго" отправил Але в Туруханск (Красноярский край) - ему было важно мнение дочери Цветаевой.

Вот такая грустная история любви в письмах двух гениев XX века.

Спасибо, что дочитали!

Буду признательна, если поделитесь своим мнением, или дополнением по теме статьи.