Упадок Великого флота, созданного Соединенными Штатами за время гражданской войны наступил, по историческим меркам, практически мгновенно. Вместо 600 боевых кораблей на 1865 год в 1881 году осталось лишь 26 боеспособных кораблей, из которых 22 были деревянными. С 1874 года в стране не был заложен ни один военный корабль.
Положение было критичным. Большой резонанс получил инцидент с пароходом "Вирджиния" под американским флагом с англо-американской командой. Испанский крейсер "Торнадо" перехватил в 1873 году пароход с грузом оружия для кубинских повстанцев. В порядке борьбы с пиратством и контрабандой испанцы начали методично расстреливать корабельных англо-саксов, доведя счет до 53. Беспредел смог остановить только британский военный корабль. Американцам же поддержать свое возмущение было нечем.
Еще одной заботой была подшефная территория- Южная Америка. Крупнейшие страны региона-Бразилия, Аргентина и Чили ускоренно обзаводились современными флотами. Один бразильский броненосец мог справиться со всем американским флотом. "Задний двор" выходил из повиновения. Чилийцы, например, гоняли американцев и во время войны с Боливийско-Перуанским союзом, куда пытались вмешаться американцы, и из Панамы, которую американцы уже собрались аннексировать в 1885 году.
Американским Конгрессом было принято решение от 3 марта 1883 года о создании Нового флота. Первая программа предусматривала строительство четырех стальных кораблей, первых стальных кораблей американского флота. Твердой установкой было строительство всех кораблей на отечественных верфях. Это было трудной задачей, в стране уже не осталось верфей, способных строить крупные военные корабли, тем более стальные.
Все четыре первых корабля было поручено строить одной фирме-Delaware River Iron Ship Building and Engine Works, в обиходе известной как John Roach & Sons («Джон Роуч и сыновья») из Честера, Пенсильвания. На все выделили 1,3 миллиона долларов. Из четырех заказанных кораблей три должны были стать крейсерами, а один-посыльным судном. Журналисты окрестили программу ABCD(«Азбука»), по первым буквам названий кораблей- крейсера “Atlanta”, "Boston", "Chicago", а также посыльное судно "Dolphin".
Джон Роуч совершенно не имел опыта постройки боевых кораблей. Вооружение должны были монтировать на казенном арсенале. Как планировали-не получилось. Построенный первым "Dolphin" министр военного флота Уильям К. Уитни принимать отказался из-за низкого качества постройки. Джон Роуч обанкротился. Недостроенные крейсера перевели на достройку в Нью-Йоркский Арсенал, который со стальными кораблями до этого практически не работал.
Первые два однотипных бронепалубных крейсера, “Atlanta” и "Boston" получили имена в честь американских городов, Атланта, Джорджия и Бостон, Массачусетс. В истории они известны как крейсера типа “Atlanta” или типа "Boston". "Boston" был пятым, а “Atlanta” вторым этого имени в американском флоте.
Корабли оказались плохими ходоками, а мощное вооружение- малоэффективным из-за низкой скорострельности. Бронепалуба тонкая и прикрывала лишь участок над силовой установкой. Корабли получили парусное вооружение брига без бом-брам-стеньг и кливеров.
“Atlanta” был спущен на воду 9 октября 1884 года, крестной матерью стала внучка Авраама Линкольна и , по совместительству, дочь военного министра Роберта Тодда Линкольна, мисс Джесси Линкольн.
«Атланта» USS “Atlanta” верфь Delaware River Iron Ship Building and Engine Works,«Джон Роуч» ( John Roach & Sons), Честер, штат Пенсильвания. заложен 8 ноября 1883 года на На воду спущен 9 октября 1884 года, достраивался на верфи ВМФ в Нью-Йорке, в строй вступил 19 июля 1886 года. В 1905 году превращен в плавучую казарму для экипажей миноносцев. Списан 23 марта 1912 году, исключен из списков 24 апреля 1912 г. и продан на слом 10 июня 1912 г..
«Бостон» USS “Boston” верфь Delaware River Iron Ship Building and Engine Works,«Джон Роуч» ( John Roach & Sons), Честер, штат Пенсильвания. Заказан 23 июля 1883 года. заложен 15 ноября 1883 года. На воду спущен 4 декабря 1884 года, достраивался на верфи ВМФ в Нью-Йорке, в строй вступил 2 мая 1887 года. В 1911 — 1916 годах был учебным кораблём в морской милиции штата Орегон.В 1917-1918 годах грузовое судно . С 18 июня 1918 года использовался как приёмное судно в порту Сан-Франциско. В 1940 году переименован в «Деспатч» ( Despatch). 8 апреля 1946 года затоплен.
Водоизмещение 3189 длинных тонн (3240 т). Длина 86,26 м. Ширина 12,85 м. Осадка 5,18 м.
Бронирование палуба — 37 мм, барбеты — 51 мм, боевая рубка 51 мм
Двигатели-1 горизонтальная паровая машина «компаунд», 8 цилиндрических паровых котлов, 3500—4030 л. с. Движитель 1 винт. Скорость 16,3 узлов на испытаниях,скорость хода 13 узлов (“Boston” 14 узлов) узлов. Запас угля 490 тонн. Дальность 3390 миль при скорости 10 узлов. Экипаж 284—296 человек
Вооружение-2 × 1 — 203-мм/30 Mark 1, 6 × 1 — 152-мм/30 Mark 2, 2 × 1 — 57-мм 6-фунтовых, 2 — 37-мм револьверные пушки Гочкиса, 2 × 11,4 мм картечницы Гатлинга
В 1898 году крейсера прошли модернизацию. Парусный рангоут сняли, 203-мм и 152-мм орудия заменили более совершенными моделями такого же калибра, с длиной ствола 35 калибров у 203-мм орудий и 40 калибров у 152-мм орудий. 8-дюймовые орудия получили орудийные щиты. Прочее вооружение на крейсерах отличалось. «Атланта» теперь имела шесть 57-мм и четыре 37-мм орудия, а также 4 торпедных аппарата калибром 457 мм. «Бостон» нёс по два орудия калибров 57, 47 и 37 мм, а также 5 пулемётов.
"Бостон". В 1900–01 годах 152 мм орудия были переведены в скорострельные за счет использования латунных гильз.Во время службы в Орегонском военно-морском ополчении 1911-16 годах "Бостон" сохранил оригинальную пару орудий 8 дюймов / 30 и три орудия 6 дюймов / 30, добавлено одно орудие калибра 4 дюйма (102 мм) / 40 . Все вооружение было снято до переоборудования в грузовое судно в 1917 году.
"Атланты" имели стальной , относительно короткий корпус с невысоким надводным бортом. При постройке несли парусное вооружение брига.
Мореходность была посредственной, уже на 13 узлах корабли сильно заливались водой.
Силовая одновальная установка состояла из одной устаревшей горизонтальной паровой машины типа "компаунд" и восьми цилиндрических котлов. Практическая скорость оказалась значительно ниже проектной и показанной на испытаниях и не превышала 13 узлов для «Атланты» и 14 у «Бостона».
Бронирование состояло из плоской 37 мм броневой палубы длиной всего 30 метров над машинно-котельными отделениями. Скосов не было. Небольшие барбеты имели толщину всего 51 мм, так же как и боевая рубка.
Крейсера имели два орудия главного калибра 203-мм Mark I, разработки 1883 года, с длиной ствола в 30 калибров. Масса орудия-18,2 тонны, бронебойный снаряд 118 кг с начальной скоростью 610 м/с прм угле возвышения в 20 градусов мог поразить цель на расстоянии до 12 800 метров. Техническая скорострельность в 1 выстрел в минуту в реальной жизни позволяла стрелять раз в две минуты.
Одиночные установки размещались в оконечностях корабля и защищались невысокими кольцевыми барбетами. Орудия стояли по модной эшелонной схеме- носовое к левому, а кормовое-к правому борту.
Вторичная батарея состояла из 152 мм пушек Mark II того же 1883 года, длина ствола 30 калибров. Орудие весом 4994 кг отправляло 47,7 кг бронебойный снаряд с начальной скоростью 594 м/с при угле возвышения 15,3° на 8230 метров. Скорострельность составляла 1,5 выстрела в минуту. Размещались они в центральной ромбовидной надстройке. Погонный и ретирадный огонь могло вести по одному орудию, остальные стояли побортно.
Противоминную артиллерию составляли 57 мм и 37 мм скорострельные орудия. Два 6-фунтовых (57 мм ) скорострельные орудия , две 3-фунтовые (47 мм) револьверные пушки Гочкиса , две 1-фунтовые (37 мм ) револьверные пушки Гочкисса и две револьверные пушки Гатлинга .45 калибра (11,4 мм) .
До июля 1887 года "Атланту" доделывали и исправляли на Нью-Йоркской верфи. Затем в составе Северо-Атлантической эскадры два года крейсер нес службу на восточном побережье, посещая Мексиканский залив, острова Вест-Индии и порты побережья.
С 30 сентября 1889 года вошел в состав "Белой эскадры", в составе которой посетил Европу и Средиземноморье, а также Бразилию.
С 2 сентября 1892 года крейсер вернулся в Северо-Атлантическую эскадру. Помимо регулярной патрульной службы привлекался к спецзаданиям. Представлял американские интересы в Вест-Индии, 8 марта 1895 года высадил десант в колумбийском Бока-дель-Торо. Целью была защита американских граждан от пиратов и беспорядков во время восстания колумбийских либералов в ходе местной гражданской войны.
В сентябре 1895 года крейсер вернулся в Нью-Йорк, где и простоял 5 лет. Лишь 15 сентября 1900 года его вернули в строй. Отметился участием в двух американских интервенциях- на Гаити в апреле 1903 и в Панаме в декабре 1904.
В ноябре 1905 года "Атланту" перевели в Норфолк, где он стал казармой для матросов минной флотилии. Затем казармой он служил уже в Чарльстоне, Южная Каролина.
23 марта 1912 года крейсер завершил службу , 24 февраля его исключили из списков ВМФ, а 10 июня он был продан на металлолом компании Scheepsslooperij Фрэнка Рейсдика.
Второй крейсер Нового флота, « Бостон», был готов к подвигам лишь в 1888 году. Одним из первых его поручений стал поход к берегам Гватемалы и Гаити для разборок с местными туземцами, т.е., пардон, для защиты американских граждан.
"Бостон" также входил в Белую эскадру, с которой посетил Средиземноморье и Южную Америку.
24 октября 1891 года крейсер вышел из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг Африки. Отсюда крейсер совершил поход на Гавайи, где в январе 1893 года отряд морских пехотинцев с « Бостона» поддержал свержение гавайской королевы Лилиуокалани, обеспечив успех государственного переворота американских переселенцев.
Лишь в ноябре 1893 года крейсер вернулся в США. 25 ноября 1896 года « Бостон» включили в состав Азиатской эскадры, базирующейся на Йокогаму.
Во время испано-американской войны крейсер в составе эскадры коммодора Дьюи принял участие в битве при Кавите 1 мая 1898 года. 13 августа корабли американцев участвовали в захвате Манилы.
После победы над Испанией « Бостон» вместе с другими кораблями направили в китайский порт Дагу(Таку). В Поднебесной императрица Цыси совершила госпереворот и надо было проследить, чтобы при этом не пострадали американские интересы.
Продолжающаяся борьба филиппинцев против новых, звезднополосатых захватчиков, заставила вернуть крейсер на Филиппины, где он до 8 июня 1899 года "умиротворял" новую колонию.
Здесь, кстати, « Бостон», судя по фотографиям, лишился основного парусного вооружения.
В Сан-Франциско крейсер вернулся 9 августа 1899 года и был поставлен в резерв на верфи Мэр-Айленд. 11 августа 1902 года его вернули в Тихоокеанскую эскадру.
"Бостон" первым из эскадры 7 ноября 1903 года прибыл к берегам Панамы, поддержать провозглашенную независимость страны, так удачно отделившейся от Колумбии вместе с территорией Панамского канала.
"Бостон" обошел все западное побережье, побывал в Южной Америке, побывал уже на аннексированных США Гавайях, принял участие в Международной выставке 1905 года в Орегоне.
В апреле 1906 года Сан-Франциско был разрушен сильным землетрясением, погибло 3000 человек, в городе начались пожары. Для спасательных работ и поддержания порядка была привлечена армия, в т.ч. и экипаж "Бостона". Одних мародеров военные на месте расстреляли около 500.
10 июня 1907 года крейсер окончательно вывели в резерв. На период с 15 июня 1911 года по сентябрь 1916 года его использовали как учебное судно в Военно-морском ополчении Орегона . Когда США в апреле 1917 году вступили в войну с Центральными державами, "Бостон" был передан в аренду Управлению судоходства США с 24 мая 1917 года по июнь 1918 года. Он стал преобразован грузовым судном компании Seattle Construction & Drydock в 1917–1918 годах. Вооружение было демонтировано в конце 1916-начале 1917 года.
На военную службу бывший крейсер вернулся 18 июня 1918 года, когда его поставили на якоря у острова Йерба-Буэна в Калифорнии. До 1940 года он служил плавучей казармой для новобранцев военного флота, своеобразной плавающей учебкой для прохождения курса молодого бойца.
9 августа 1940 года старый корабль отдал самое ценное, что у него оставалось, имя, новому кораблю, тяжелому крейсеру "Бостон" СА-69. Самому долгожителю досталось название Despatch (он стал шестым этого имени в американском флоте). С 1940 по октябрь 1945 года корабль использовался как радиошкола. 17 февраля 1941 года ему был присвоен номер IX-2. 7 апреля 1946 года его отбуксировали в море и утопили недалеко от Сан-Франциско.
"Бостон" оказался кораблем-долгожителем, прошедшим обе мировые и испано-американскую войну. 60 летняя служба для американского флота не такое частое явление. Тем более он один из ABCD, первенцев Нового флота.
Два 203 мм орудия и колокол крейсера сохранились и стоят в парке Хэмлин, штат Вашингтон. Первоначально их выставили у военно-морского госпиталя в Сиэттле в 1942 году.
На одном из орудий мемориальная доска гласит, что оно сделало первый выстрел в Манильской битве. На втором табличка рассказывает, что оно уничтожило три орудия в испанском форте у арсенала Кавите.
Сам "Бостон" за время долгой службы набрал целую коллекцию наград-Памятная медаль битвы при Манильском заливе (также известная как медаль Дьюи), Военно-морская экспедиционная медаль (две награды), Медаль испанской кампании, медаль Филиппинской кампании, Медаль за победу в Первой мировой войне, Медаль американской службы обороны, медаль за Американскую кампанию, Медаль за победу во Второй мировой войне. Особенно трогательны две экспедиционные медали, полученные за вооруженные интервенции в другие страны.
Трудно было ожидать от первых американских крейсеров новой эпохи выдающихся показателей. После длительных кораблестроительных каникул, когда флот не мог еще внятно даже высказать свои потребности, это было бы невозможно. Первые крейсера Нового флота так и остались в числе ABCD, не удостоенные сквозной крейсерской нумерации.
"Атланту" даже не стали снимать с резерва во время войны с Испанией. Крейсера с невысокой мореходностью, низкой скоростью, слабым бронированием и нескорострельной артиллерией на фоне зарубежных одноклассников представляли весьма относительную боевую ценность. Но твердая политика Конгресса по приоритету отечественного кораблестроения (кстати подход совершенно нерыночный) позволила преодолеть детские болезни в кратчайшие сроки. Уже через несколько лет корабли американской постройки ничем не уступали европейским аналогам.
Роль "Атлант" в этом процессе-учебная. Учились адмиралы, инженеры, рабочие, моряки.
Служба разделила систершипы. "Атланта" остался на восточном побережье, ограничившись крайне скромной карьерой. "Бостон" же, пройдя практически вокруг света, перешел на западное побережье, где, ввиду гораздо меньшего количества кораблей, был весьма востребован.
На его "совести" значительная роль в аннексии Гавайского королевства, интервенции в независимые государства Южной Америки и подавление филиппинских повстанцев. Колониальная канонерка для молодого и голодного американского империализма.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам