Михаил не любил, когда его называют жадным или скупым. Он предпочитал слово "хозяйственный". И, действительно, "хозяйство" - семейный бюджет - он вел, как ведет корабль опытный штурман - ловко обходя все мели и рифы.
Он умел ловко все рассчитать, сколько потратить, сколько отложить, что даже в самые тяжелые времена они не испытывали нужды. Правда, и радости, беззаботного веселья в их доме тоже никогда не было: никогда не покупались цветы для Ани, даже по праздникам - особенно на 8 Марта, когда они стоят целое состояние. Никогда они не ходили в ресторан или хотя бы в кафе - а зачем? Аня прекрасно готовит, зачем тратить время и деньги?
Когда появился сын, Михаил так же рассчитал траты и на него: вещей ему почти не покупали, брали у родственников, что-то удавалось урвать на сайтах типа "отдам даром", так что расходы были только на питание. Аня кормила сына почти до года, а там - каши, пюре, которые она тоже отлично готовила сама. Нет, ребенок - это вовсе недорого - утверждал Михаил и приводил в пример свою семью.
Вещи для взрослых закупались оптом, на рынке, продукты - тоже оптом или большими партиями, когда попадалась неплохая акция. Одним словом, даже при весьма средних зарплатах, семья никогда не бедствовала.
"Многие живут еще хуже, - отвечала Аня, когда ее спрашивали, как она выносит этого зануду-скупердяя и на что вообще тратит свою жизнь. - Он совсем не пьет. И даже не курит. И не изменяет. Ну да, у него в голове только деньги, рубли и копейки, но ведь это же только на благо семьи..."
Только с годами Михаил становился каким-то раздражительным и нервным. Он вечно был всем недоволен, доводил Аню до слез бесконечными придирками, а когда она начинала плакать, страшно кричал на нее. А однажды в пылу ссоры дал ей пощечину. Он извинялся, говорил, что не сдержался, но, вообще-то, она сама виновата - довела его своими истериками.
Аня простила мужа, но буквально через месяц история повторилась, но на этот раз удар был так силен, что Аня отлетела на другой конец комнаты и больно ударилась затылком о шкаф. А половина лица сохраняла сине-фиолетовый цвет еще неделю, ей даже пришлось брать больничный.
Стало понятно, что Михаил пошел в разнос. Аня пыталась говорить с мужем, узнать причину такой перемены в его поведении, но кроме "достали вы меня все", так ничего и не добилась. "Ну, если достали, то зачем тогда мучить друг друга?" - решила она и предложила Михаилу подать на развод. Удивительно, но эта идея, казалось, очень его вдохновила: он развил бурную деятельность, летал как на крыльях, глаза горели от предвкушения чего-то очень приятного. Чего именно - Аня узнала на предварительном заседании.
"Я прошу определить место жительства сына со мной! - заявил Михаил и снисходительно взглянул на пораженную Аню. - Она получает копейки, пятнадцать тысяч всего. Мой доход - семьдесят. Поэтому финансовое положение у меня лучше. И рядом живет моя мама, которая внука обожает и всегда готова прийти мне на помощь, а у моей жены родственников нет, и, если она задержится на работе или заболеет, ребенок останется без присмотра. "
Не ожидавшая ничего подобного Аня только и смогла пролепетать, что с разводом согласна, но ребенка просит оставить ей: ему всего 4, садик во дворе, да и квартира у нее большая. А зарплата - дело наживное...
...Заседание назначили через две недели. Кажется. Аня была как в тумане. "Подожди!" - Михаил схватил ее за руку, когда они вышли из здания суда. Она посмотрела на него: "Миша... как ты мог... И зарплата... Это ведь ты тогда уговорил меня, чтобы я перевелась на полставки! Чтобы у меня времени на дом и на ребенка хватало! Конечно, и платить в два раза меньше стали! Миша! И ты теперь хочешь у меня Илью отобрать? Зачем? ты ведь особо им никогда не занимался! И сейчас на свою маму спихнешь, я уверена. Миша, зачем тебе это? Я не собираюсь тебе запрещать общаться с ребенком, зачем тебе забирать его? Там и места в садике, наверняка, нет. Или сюда возить будешь?"
Михаил выслушал ее горячий монолог с ехидной улыбкой: "То есть, отдавать ребенка ты не хочешь, правильно? - резюмировал он. - Тогда давай договоримся. У тебя треха в центре, у меня однушка около МКАДа. Продай свою, отдай половину денег - и мы в расчете!" - "Но Миша... - Аня даже задохнулась - эту квартиру я в наследство получила! Пусть и в браке." - "Вот я и говорю: прав на нее я не имею, поэтому на раздел не подал. Так что или давай договариваться, или до встречи в суде!"
...На заседании Аня была хоть и невероятно бледной, но абсолютно спокойной. "Вы согласны с иском?" - спросила ее судья. - "Да, уважаемый суд!" - решительно проговорила Аня, и тут уже онемел Михаил. Ему оставалось только молча моргать, когда суд выносил решение: брак расторгнуть, место жительства несовершеннолетнего ребенка определить с отцом, удержать с ответчицы алименты в размере 25% со всех видов дохода - с 15000 официальной зарплаты.
"Вам понятно решение суда?" - спросила его судья - "Дда... но как же... как же так... но..." - "Заседание объявляется закрытым!" - и судья ударила молотком.
P.S. Уже через несколько месяцев маленький Илья вернулся к маме, в свою комнату и в свой садик. А папа Миша думает об очередном судебном заседании. Ведь теперь алименты придется платить ему. А так не хочется... Впрочем, лазейку можно найти всегда...