Автор: Анна.
Если вы загремели в Римскую Империю (ну пусть будет II век нашей эры) и позабыли свои книги на прикроватном столике, у меня для вас плохие новости. Найти приличное чтиво избалованному Уэллсом, Роулинг и постиками из вконтакта читателю в местных библиотеках будет непросто. Сразу отметаем плеяду древнегреческих и древнеримских философов и труды Апостольских мужей. Первые – скукотища, за вторые можно принять мученическую смерть.
1.
Любителям фантастики и фэнтези придется туго. Не надо пугать римских букинистов словами "Толкин", "Шекли" и "чтоб про попаданцев". Сразу просите "Правдивую историю" Лукиана из Самосаты, считающуюся "первым научно-фантастического романом в истории".
В начале повествования Лукиан щедро отсыпает камней в огород Гомера, что выгодно в отношении мёртвых оппонентов. Суть претензий заключалась в том, что Гомер выдавал виражи своего воображения за быль, вводя в заблуждение наивного читателя. Лукиан, напротив, предупреждает, что он сильно соврамши, и его роман есть сатира на многовековое мифотворчество.
"Правдивая история" выполнена по всем канонам жанра и на какое-то время утолит голод по антологии мировой фантастики.
Повествование ведется от первого лица. Лукиан и 50 его единомышленников отправляются вглубь столпов Геракла (Гибралтарский пролив), однако, воздушный вихрь уносит их на Луну.
При сморкании из носа у них (лунных жителей) выделяется очень кислый мед. Когда обитатели Луны работают или занимаются гимнастикой, то покрываются молоком вместо пота; в это молоко они прибавляют немного меду и получают таким образом сыр. Из луковиц они приготавливают жирное масло, которое очень пахуче и напоминает благовонную мазь. Почва там производит много водянистого винограда; ягоды гроздьев похожи на крупинки града, и мне думается, что если набежавший ветер раскачивает виноградные деревья, то плоды, оторвавшись от лоз, в виде града падают на нашу землю. Живот служит лунным жителям вместо кармана, в котором они прячут все нужное. Он у них открывается и закрывается; печени в нем нет, но зато он внутри оброс густыми волосами, так что их младенцы в холодные дни прячутся в него.
Автор бодро гоняет героев (и читателя) по сюжетным ухабам. Ребятам удастся поучаствовать в межпланетной войне, пожить в брюхе у кита, посетить остров Сновидений, побиться с тыквопиратами и едва избежать смерти от рук приветливых ослоногих женщин из города Гидомардия.
От постоянной смены локаций и обилия новых героев начинает кружиться голова, но нам это и нужно, дабы заглушить тоску по Родине.
2.
От насыщенного экшена Лукиана поможет отвлечься Публий Овидий Назон и его "Наука любви", которую по неведомой причине относят к древним трактатам о плотских премудростях. На самом деле поэт не ставил перед собой задачу написать научный труд и разложить по полкам эту вашу физиологию. Он закидывался винчиком и порядком веселился, что вылилось в остроумную сатиру на любовные романы.
В общем-то, Овидий в своем "трактате" рассуждает об очевидных вещах. О том, что чистые телеса – это неплохо, растительность в носу мало кого украшает, а орбит с ксилитом придумали не дураки. Но более всего доставляют его изыскания в плоскости пикапа.
Хрупкой назвать не ленись коротышку, а полной — толстушку,
И недостаток одень в смежную с ним красоту.
Сколько ей лет, при каких рождена она консулах, — это
Строгий должен считать цензор, а вовсе не ты;
И уж особенно — если она далеко не в расцвете
И вырывает порой по волоску седину.
Но и такою порой и порой еще более поздней
Вы не гнушайтесь, юнцы: щедры и эти поля!
При внимательном чтении можно порядком поднатореть в искусстве обольщения и вернуться в текущую реальность богом охмурёжа.
Если предстанет в рубашке одной — вскричи: «Я пылаю!»
И осторожно добавь: «А не простудишься ты?»
Ах, да. Написано прелесть как хорошо!
3.
Древнеримский писатель Апулей известен блестящим выступлением в суде, где он проходил, как обвиняемый по делу о колдовстве и романом "Золотой осёл", сюжет которого он позаимствовал у Псевдо-Лукиана, а тот в свою очередь вдохновился творчеством Лукия Патрского.
Завязка повествует о неком юноше Луции, жаждущем освоить азы колдовства. Мечтая превратиться в птицу, Луций обращается к ведьме и получает от нее зелье. Как понятно из названия романа, зелье сработало не совсем так, как планировалось, и юноша обратился ослом.
Я охотно прибавил шагу, удаляясь от безжалостного ножа, грозившего мне лишением мужественности. Что же касается ударов, то они не особенно тревожили меня, уже успевшего, по своей ослиной должности, привыкнуть к палкам.
К сожалению, автор потонул в своих же вычурных лексических конструкциях, что затруднило восприятие текста. Однако, одинокими вечерами на чужбине вам будет не до жиру. Сойдет и Апулей.
Интересный факт. Блаженный Августин считал Апулея всамоделешним кудесником и чародеем и полагал, что роман "Золотой осёл" был основан на реальных событиях.
4.
Повысим градус, да?
Об Ахилле Татии мы не знаем практически ничего, чем он нам и дорог. Словарь Суды сообщает, что после грешной жизни Ахилла подался в епископы, патриарх Фотий I находит его творчество изумительным снаружи, и непристойным по содержанию, а Андрей Кураев и вовсе вытаскивает на свет божий это самое содержание в поддержку папы Франциска, дерзнувшего заговорить об интимной жизни своей паствы. Речь идет о любовном романе "Левкиппа и Клитофонт".
Федра убила Ипполита, потому что любила его, а Клитемнестра убила Агамемнона, потому что не любила его. О женщины, способные на все! Они любят и убивают, они не любят, и тоже убивают!
Невероятно остроумное повествование поможет забыться в этом холодном к чужестранцам Риме, а пикантные моменты скрасят одиночество.
Ну что же. При должном владении латынью и древнегреческим, вам удастся со вкусом провести время на задворках истории.
Лайк и подписка на канал окрыляют одного Тыжисторика)
ЧИТАЙТЕ также:
Куда исчез Великий Рим?