За последние десятилетия мы привыкли к глупой рекламе (передаю привет Вилларибо и Виллабаджо! Надеюсь, там наконец купили посудомоечную машину?). И напрочь забыли, что когда-то она считалась видом искусства. А между тем лучшие рекламные плакаты попадали в коллекции галерей и музеев — не всякой картине выпадает такая честь.
На днях я побывала на выставке британского постера начала прошлого века в ГМИИ им. Пушкина и поняла, что значит настоящая реклама. От такой не хочется отвернуться, перелистнуть страницу журнала или переключить канал. Даже на стене квартиры она смотрелась бы неплохо. Спешу поделиться любимыми открытиями с экспозиции:
1. "Так хорошо и тепло"
Художник Сесил Чарлз Уиндзор Олдин
Чтобы увидеть каждый из плакатов в увеличенном виде, листайте галереи вправо:
Казалось бы, зачем пиарить электрические обогреватели? Хорошие вещи в рекламе не нуждаются. Но в 1900 году это была не бытовая необходимость, а диковинный и потому подозрительный прибор. Чтобы подружить людей с изобретением, в рекламных кампаниях использовали уютные и всем знакомые образы детей и животных. Ну как можно не поверить этим четвероногим очаровашкам?
2. "К реке на подземке"
Художник Энтони Фредерик Сарг
Представляете, лондонское метро когда-то тоже было пугающей новинкой и нуждалось в рекламе! На нем ездили рабочие на завод и обратно, но андеграунд хотел привлечь людей и в выходные — для выходов в свет, поездок на футбол и в гости.
Художник Сарг выпустил целую серию очень детализированных карикатурных плакатов на эту тему, которые было любопытно рассматривать в ожидании поезда. Ведь интервалы между ними в те времена составляли от 10 минут.
3. "Попробуй его на вкус"
Неизвестный художник
Знакомить англичан с джином не было необходимости: они и так любили его без ума (и до сих пор любят). Но пили в основном местный алкоголь, на плакате же изображен непопулярный на тот момент голландский продукт. Палитра и кисти в руках мужчины на плакате появляются неслучайно — это отсылка к голландской живописи, которую образованные британцы знали и ценили.
4. "Зима в Вест-Индии"
Художник Арчибальд Стивенсон Форрест
Вест-Индией назывались Карибские острова, бывшие британскими колониями. Только подумайте, каким счастьем было сбежать из промозглого Лондона в тропики, переплыв на корабле океан! Обратите внимание на цену. Получается, по нынешнему курсу стоимость одного дня поездки начиналась от... 100 рублей. Сейчас на такие деньги не отдохнешь даже в турецком однозвездочном отеле.
5. "Садовники предпочитают Shell. Вы можете быть уверены в Shell"
Художник Локвуд Седрик Моррис
Да, вы всё правильно поняли: Shell — нефтяная компания. Ее плакатам посвящен целый зал выставки. Все они объединены одной идеей: "Судьи предпочитают Shell", "Туристы предпочитают Shell" и даже спорное "Курильщики предпочитают Shell", что совсем уж странно... А этот похожий на жостовский поднос постер — про садовников. Хотя казалось бы, где садовники и где нефть?
Прочитав описание выставки, я узнала, откуда ноги растут. При поддержке этой фирмы выпускается каталог британского постера (к этому событию и приурочена выставка). Поэтому плакатам Shell отведено такое почетное место.
6. "Жаль, что я не отправил это городской железной дорогой"
Художник Альберт Джордж Морроу
Лондонский общественный транспорт рубежа веков предлагал услугу, которой теперь не существует: доставка грузов поездом. По сути курьерская служба. Мужчина на постере сокрушается, что не воспользовался этим сервисом, а сам повез домочадцам гостинцы к Рождеству (включая коробки с подарками и корзину с индейкой).
Интересный факт: линии лондонского метро принадлежали разным компаниям, поэтому и рекламу каждая линия делала свою.
Читайте мою не менее удачную статью про рекламные афиши модерна!