Сссылки на статьи (кликабельно):
Бронепалубные крейсера. Крейсер для викингов. "Валькириен"
Броненосцы береговой обороны. Норвежский герой для датского флота. «Ивер Хвитфельдт»
Броненосцы береговой обороны. Датский самотоп. «Педер Скрам»
Броненосцы береговой обороны. Героический "Нильс Юэль"
Броненосцы береговой обороны. Скандинавская классика. «Гельголанд»
Королевские военно-морские силы Дании ( Kongelige Danske Marine) свою официальную историю ведут с 10 августа 1510 года, когда король Иоганн (Ганс) назначил одного из своих вассалов, уроженца Норвегии Хенрика Крумендика «главным капитаном и главы всех наших капитанов, людей и слуг, которых мы теперь назначили и приказал быть в море ». Это был объединенный флот Датско-Норвежской унии. При этом большую часть моряков составляли норвежцы. Более того, по королевскому указу на финансирование флота тратились доходы, полученные от Норвегии.
Другим источником финансирования стала Зундская пошлина, сборы с торговых судов за проход проливами. Право сбора пошлин датчанам пришлось отстаивать в нескольких войнах. Для этого датчане построили в проливах крепости Кронборг, Хельсинборг, Ниборг и Мальмёхус.
Большинство линейных кораблей унии 17-18 веков были названы в честь королей Дании и Норвегии, а также земель обоих королевств. В конце 18 века стали использовать названия национально-романтического стиля, используя имена из датской истории и древнескандинавской мифологии.
Дания была одной из сильнейших морских держав несколько столетий. Но ей пришлось несколько раз терять большую часть своего флота за один день. В 1566 году у острова Эланд во время войны со Швецией шторм потопил 11 датских кораблей. А в 1801 и 1807 годах датский флот был "зачищен" англичанами превентивными нападениями на порт в Копенгагене. Больше возродиться в числе великих датскому флоту не было суждено.
Собственно датский флот появился в 1814 году, после распада 300 летнего Датско-Норвежского королевства, под давлением Швеции, и разделения флота Фредериком VI на Королевский флот Дании и Королевский флот Норвегии .
С появлением парового флота датчане в 1824 году закупили два колесных парохода для подготовки кадетов к службе в новом флоте. В 1841 году Дания стала обладателем первого на Балтике полностью железного парохода. На 1848 год датский флот имел в строю 6 линкоров, 8 фрегатов и 6 пароходов(один из них-тот самый железный), 8 малых судов и множество канонерок. Датчане уделяли большое внимание обучению личного состава, их корабли бороздили океаны у Европы, Америки, Ост- и Вест-Индии. В 1840 году на фрегате "Белона" в Южной мерике побывал и Ганс Христиан Андерсен.
Для датских кораблей используется префикс KDM на датском или HDMS
( Судно Ее или Его датского Величества) на английском языке.
Датский флот довольно достойно поучаствовал в войне с Пруссией и Австрией в 1864 году, только победы стране это не принесло.
Согласно Брокгаузу и Эфрону датский флот в конце 19 века состоял из 8 панцирных судов, 2 миноносцев, 2 фрегатов, 3 корветов, 8 железных канонирок, 19 миноносок и 2 колесных судов с 202 орудиями. Склады армии и флота, верфи и т. п. сосредоточены в Копенгагене.
Во время Первой Мировой Войны в составе Королевского Флота Дании находились:
- Броненосцы береговой обороны типа «Херлуф Тролле»(3 единицы), «Скьельд» и «Ивер Хвитфельд» – 5 единиц;
- Бронепалубные крейсера «Валькириен» и два типа «Гейзер» – 3 единицы;
- Миноносцы типов «Спрингерэн», «Валросен», «Тумльерен», «Серидерен», «Ормэн» и «Хаен» – 30 единиц;
- Патрульные корабли – 19 единиц;
- Субмарины типа «Рота», «Хавманден» и «Эгир» – 10 единиц.
В Первой мировой Дании удалось остаться нейтральной. В межвоенный период датчане должного внимания развитию вооруженных сил не уделяли. Флот получил лишь несколько современных подлодок, миноносцев и тральщиков.
Флот должен был сосредоточиться на защите национальных интересов королевства в заморских владениях (Гренландия, Исландия и Фарерские острова), обеспечивать оборону Копенгагена, военно-морских баз, проливов и территориальных вод, через которые проходили торговые пути.
Основой флота были броненосцы береговой обороны, по датской классификации, «артиллерийские корабли» «Педер Скрам» (Peder Skram) и «Нильс Юэль» (Niels Juel). «Педер Скрам» 1909 года , последний из трех однотипных кораблей, два в 30-х пошли на слом. «Нильс Юэль» вошёл в строй только в 1923 году , заказанные в Германии перед войной 305-мм орудия он так и не получил. Флагман Королевского флота был в итоге вооружён десятью 150-мм орудиями.
Кроме того в строю находились четыре миноносца 1918–1920 годов постройки, шесть новых миноносцев 1930–1935 годов постройки, шесть старых тральщиков (бывшие миноносцы), три новых тральщика, девять малых подводных лодок, семь патрульных кораблей для охраны рыболовства в заморских владениях и четыре минных заградителя. В достройке на стапелях находились минный заградитель, подводная лодка и три тральщика. Корабли для себя датчане строили сами, по сравнению с зарубежными одноклассниками они были небольшими и слабовооруженными. На вооружении миноносцев и подлодок стояли торпеды калибра лишь 450 мм, а артиллерию более 88 мм имели только броненосцы.
В отличие от 1914 года, Германии необходим был контроль над датскими проливами. 9 апреля 1940 года в страну вторглись германские войска. Сопротивление оказали лишь несколько десятков солдат. Флот не сделал ни одного выстрела. Во многом благодаря личным контактам командующего датским флотом вице-адмирала Ялмар Рехнитцера и командующего Кригсмарине гросс-адмирала Эрих Рёдера. Через несколько часов после вторжения Дания капитулировала.
В качестве ответной любезности немцы позволили стране сохранить и армию и флот. Правда, откликнувшись на вежливую "просьбу", датский флот в феврале 1941 года добровольно передал Кригсмарине шесть современных миноносцев в аренду до окончания боевых действий. Первоначально датчане передали шесть новых миноносцев типа «Драген» и два старых — «Хавьёрнен» (Havørnen) и «Нарвален» (Narhvalen). Немцы обещали использовать их только на Балтике как учебные, компенсировать износ и повреждения. Корабли передавались без вооружения, топлива, прожекторов, радиостанций и дальномеров. Но самое трогательное, что немцы обязались предоставить материалы для постройки на датских верфях новых миноносцев для датского флота . Уже в марте два старых корабля немцы вернули, а шесть новых использовали как торпедоловы.
По этому поводу Уинстон Черчилль направил датскому королю Кристиану Х тайное послание, в котором намекнул, что только затопление датских кораблей «сможет спасти честь датского флота».
Кроме того немцы возложили на датский флот ответственность за борьбу с контрабандой со Швеции, за минные заграждения и охрану побережья Ютландии, что не предусматривало столкновений с союзниками. Оккупация не отразилась и на датском военном судостроении- были заложены и построены два малых минных заградителя и 10 малых тральщиков типа MC. В 1940–1943 годах Королевский военно-морской флот Дании получил новых кораблей больше, чем за 1918–1939 годы.
По программе военного судостроения Германии, датские верфи получили контракты на 37 грузовых судов типа "Ганза", при этом по условиям 18 становились датской собственностью. Датчане умели торговаться!
После того как под Курском, в Сицилии и в Тунисе германская военная машина получила тяжелые удары, в Дании активизировалось Сопротивление. 28 июля 1943 года стоящий на ремонте в Оденсе немецкий минный заградитель «Линц» (Linz) был подорван британской магнитной миной, которую установил один из рабочих.
Немцы решили прекратить эксперимент с "мягкой оккупацией". 29 августа 1943 года началось разоружение датской армии, а датские корабли по секретному приказу вице-адмирала А. Х. Веделя попытались прорваться в Швецию. Броненосец «Педер Скрам», четыре подводные лодки, четыре минных заградителя и два тральщика предстояло затопить как небоеспособные. Остальные должны были интернироваться в Швеции.
Флагман датского флота, броненосец береговой обороны "Нильс Юэль" под немецкой бомбежкой выбросился на берег. В Швецию смогли уйти только миноносец "Havkatten", тральщики MS-1, MS-7 и MS-8 и девять небольших патрульных катеров. Из крупных кораблей морякам удалось затопить 32, 14 немцы смогли захватить, еще два корабля переждали немецкую оккупацию в Гренландии, под американской оккупацией. Кроме того экипажи затопили 50 небольших судов, еще 50 захватили немцы. За 22 минуты датчане уничтожили большую часть своего флота.
т
Датский флот потерял в ходе операции девять человек убитыми и 10 ранеными, немцы одного убитого и шесть раненых. После разоружения немцы интернировали 211 офицеров флота и 2476 нижних чинов.
Уже к 1 декабря немцы подняли все корабли, а 15 из них вошли в состав Кригсмарине. Из беглецов же осенью 1944 года сформировали датскую флотилию в изгнании.
После войны союзники вернули Дании все захваченные у немцев датские корабли. Только не все. Из шести миноносцев,добровольно переданных в 1941, в ходе боев погибло два. Остальные сдались британцам во Фленсбурге. Но справедливость существует! Не успели датские офицеры приехать забирать имущество, как через несколько часов взрыв при разгрузке боеприпасов в порту уничтожил остатки лизингового имущества.
Зато новые корабли строились по графику. Уже 5 мая 1946 года на воду сошел миноносец «Кригер» (Krieger), первый из тех, на которые поставили материалы немцы. Так что датчане внакладе опять не остались. К 1950 году в строю датского флота были уже все шесть новеньких миноносцев. Кроме того датчанам не пришлось делить и построенные "Ганзы", все они стали датскими.
Но как же сильно и с искренней яростью в одном из датских фильмов бил немецкого военнопленного, взятого в плен англичанами(!!!), датский сержант, мстя за оккупацию своей страны...
Датский флот начинался с дерзких походов викингов, наводящих ужас на побережье европейских стран и штурмующих их столицы, несколько столетий был одним из сильнейших в мире, прошел через копенгагизации и закончил удачными торговыми сделками с оккупантом. Викинги в Вальгалле, наверно, об этом еще не знают...
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам