Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Датский самотоп. «Педер Скрам».

Развитие датского флота в конце 19-го века приобрело, наконец, продуманный и более-менее сбалансированный вид. Для колоний предназначались небольшие бронепалубные крейсера, а метрополию, с ее основной всеевропейской ценностью-проливами, должны были охранять минные заграждения под защитой броненосцев береговой обороны классического скандинавского типа. Такой аналог
Оглавление
Ольферт Фишер в старой краске
Ольферт Фишер в старой краске

Развитие датского флота в конце 19-го века приобрело, наконец, продуманный и более-менее сбалансированный вид. Для колоний предназначались небольшие бронепалубные крейсера, а метрополию, с ее основной всеевропейской ценностью-проливами, должны были охранять минные заграждения под защитой броненосцев береговой обороны классического скандинавского типа. Такой аналог русской минно-артиллерийской позиции. Только проблема датского суверенитета интересовала в 20-м веке лишь великие державы-Россию, Германию и Англию. Теперь от датского флота требовалось либо своим грозным видом отпугнуть агрессора неприемлемыми потерями либо "день простоять и ночь продержаться", пока конкурирующая великая держава не придет на помощь. Забегая вперед, можно отметить, что в 20-м веке датский флот со своей задачей не смог справиться.

После постройки первого классического броненосца береговой обороны "Ивер Хвитфельд", датчане сделали десятилетний перерыв. Затем попытались построить более компактный вариант, с меньшей осадкой. Так на свет появился "Скьельд", всего 2195 тонн ,1 пушка 240 мм и три 120 мм. Не успел он войти в строй, как датское командование осознало, что будущее-за более крупными, лучше вооруженными и защищенными кораблями.

В итоге на свет появилась самая большая серия датских броненосцев, три штуки типа «Herluf Trolle» .

Корабли получили имена в честь датских адмиралов 16-19 веков.

Герлуф Тролле (14 января 1516, Лиллё — 25 июня 1565) — датский адмирал и дипломат.

Йохан Ольферт Фишер ( Johan Olfert Fischer; 4 августа 1747, Копенгаген, Датско-норвежская уния — 18 февраля 1829, Копенгаген, Дания) — датский флотоводец, вице-адмирал (1825 год).

Педер Скрам (умер 11 июля 1581 г.) датский адмирал в эпоху скандинавских войн.

 Ольферт Фишер Спуск на воду.
Ольферт Фишер Спуск на воду.

Правда строились они один за другим в общей сложности 12 лет. Соответственно, без внесения улучшений в строящиеся корабли было не обойтись. Больше всех отличался от собратьев последний броненосец - «Peder Skram», он получил крупповскую броню производства "Шнейдер" ( на предыдущих использовались стальные плиты французской фирмы "Крезо"), более длинные орудия, другой состав противоминной артиллерии и торпедного вооружения. Он также был немного больше.

Имя «Peder Skram», кстати, носил до него паровой фрегат 60-х годов. Сейчас в составе датского флота тоже несет службу фрегат с этим именем.

Броненосцы Херлуф Тролл, Педер Скрам,
Броненосцы Херлуф Тролл, Педер Скрам,
Миноносец Тумлерен сопровождает броненосец Херлуф Тролле
Миноносец Тумлерен сопровождает броненосец Херлуф Тролле

Педер Скрам (построенный в 1908 г.) и Ольферт Фишер (построенный в 1903 г.), стоящие на якоре в гавани Корсёра, февраль 1917 г.
Педер Скрам (построенный в 1908 г.) и Ольферт Фишер (построенный в 1903 г.), стоящие на якоре в гавани Корсёра, февраль 1917 г.

«Педер Скрам» (постройки 1908 г.) и «Ольферт Фишер» (постройки 1903 г.) у набережной в Корсёре, февраль 1917 г.
«Педер Скрам» (постройки 1908 г.) и «Ольферт Фишер» (постройки 1903 г.) у набережной в Корсёре, февраль 1917 г.

Корабль береговой обороны Педер Скрам (1908 г. постройки)  1914-18 гг. Слева торпедный катер Виндхунден (1911 г)
Корабль береговой обороны Педер Скрам (1908 г. постройки) 1914-18 гг. Слева торпедный катер Виндхунден (1911 г)

1925Нюхольм с высоты, вид на с-в. Справа миноносцы. На заднем плане «Гекла», «Гейзер» и 2 корабля бо, «Ольферт Фишер» у причала и «Педер Скрам» у Слона. «Скьедьд» пришвартован последним.
1925Нюхольм с высоты, вид на с-в. Справа миноносцы. На заднем плане «Гекла», «Гейзер» и 2 корабля бо, «Ольферт Фишер» у причала и «Педер Скрам» у Слона. «Скьедьд» пришвартован последним.

Скольд, Олферт Фишер, Херклуф Тролле, Ивер Хфитфелдт 1906
Скольд, Олферт Фишер, Херклуф Тролле, Ивер Хфитфелдт 1906

-11
-12

-13
-14

"Херлуф Тролле"HDMS «Herluf Trolle» —Royal Naval Dockyard, Копенгаген. заложен 20.07.1897, спущен на воду1- 2.09.1899, в строю с 6-7.06.1901 гг. Списан и сдан на слом 30.04.1932 г.

"Ольферт Фишер"HDMS «Olfert Fisher» —Royal Naval Dockyard; Копенгаген. заложен 20.10.1900 , спущен на воду 9.05.1903 г., в строю с 31.05.1905 гг. Списан и сдан на слом 17.10.1936 г.

"Педер Скрам"HDMS «Peder Skram» —Royal Naval Dockyard; Копенгаген.Заводской номер №99. заложен 25.04.1905, спущен на воду 2.05.1908, в строю с 05.1909 гг. Списан в 09.1945(29.08), сдан на слом 1.04.1949 г.

Водоизмещение 3494/ 3650 и 3592/3700 и 3735/3785 т соответственно ; размеры 82.86/ 86.5 х 15,1 и 15,4 х 4,93 и 5,00 м («Skram»:84/ 87,4 x 15,7 x 5,09 м).
Двигатели-2 паровые машины, 4200 -4400(«Skram» 5400 л.с.), 6 котлов Торникрофта; 2 винта. скорость 15,5(«Skram»16) узлов. Запас угля245- 265 т, дальность плавания на 9 узлах 2400-2620 миль, 1050 миль на полном ходу.
Бронирование- Herluf Trolle: сталь Creusot; пояс: 195 - 175, башни: 175 - 150, барбеты: 185, казематы: 140, палуба: 65 - 45, рубка: 190
Ольферт Фишер, Педер Скрам: пояс: 195 - 155, башни: 190 - 160, барбеты: 185, казематы: 140, палуба: 65 - 45,рубка: 190
Вооружение- Herluf: 2 x 1 - 240мм/38 L / 40 M.1896, 4 x 1 - 149 мм/42 PK L / 43 M.1896, 10 x 1 - 57 мм /40 M.1885, 8 x 1 - 37 мм /20 М.1885, 3 - 450 мм торпедных аппарата (1 носовой, 2 бортовых)
Ольферт Фишер: 2 x 1 - 240 мм /42 K / 43 M.01, 4 x 1 - 149 мм/42 L / 43 M.01, 10 x 1 - 57 мм/40 M.1885, 6 x 1 - 47 мм/40 M .1885, 2 x 1 - 37 мм/20 M.1885, 3 - 450 мм торпедных аппарата (1 носовой, 2 бортовых)
Педер Скрам: 2 x 1 - 240 мм/42 K / 43 M.06, 4 x 1 - 150 мм/49 L / 50 M.06, 10 x 1 - 75 мм/52 L / 55 KM.07, 2 x 1-37мм / 20 M.1885, 4 - 450 мм торпедных аппарата (1 носовой, 2 бортовых, 1 кормовой)
Экипаж 254-262 человека (в военное время до 278 человек).

1905- Herluf Trolle- добавлены 6 x 1 - 47мм /40 M. 1885
1910- Herluf Trolle, Olfert Fischer -демонтированы 6 x 1 - 47мм/40; добавлены 2 x 1 - 57мм/40 M.1885

1916- Olfert Fischer; 1917-1918, Herluf Trolle: сняты 10 x 1 - 57мм/40; добавлены 6 x 1 - 75мм/52 L / 55 KM.07

1916 - Педер Скрам: сняты 2 x 1 - 75мм/52; добавлены 2 x 1 - 75мм/52 KM.12 зенитных
1934- Педер Скрам: сняты 2 x 1 - 75мм/52; добавлены 2 x 2 - Мадсен 20мм/60, 2 x 2 - 8мм/80
1939-1940- Педер Скрам: сняты 2 x 2 - 20мм/60; добавлены 2 x 1 - 40мм/56 Bofors M.36

-15
-16

-18

Броненосцы имели низкий борт с коротким полубаком. Размеры, бронирование и вооружение отличались друг от друга. На Peder Skram стояли более совершенные машины фирмы «Бурмейстер и Вайн», что позволило увеличить скорость до 16 узлов.

На Herluf Trolle броневой пояс был неполным, 6 метров в носовой части оставались незащищенными. Olfert Fischer и Peder Skram получили полный пояс, башни с лобовой 190 мм, бортами 175 мм и тылом 160 мм при барбетах 185 мм. У казематов борт 140 мм и задняя стенка 75 мм. Рубка 190 мм, палуба 45-65 мм.

Peder Skram получил более современные пушки "Бофорс", 150 мм с более длинным стволом. Вместо 57 мм "Бофорсов" на башнях поставили 75 мм пушки, которые в первую мировую заменили на зенитные.

Herluf Trolle(1899)
Herluf Trolle(1899)
-22
"Педер Скрам"
"Педер Скрам"

Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Ольферт Фишер
Броненосец Ольферт Фишер накануне Первой мировой войны
Броненосец Ольферт Фишер накануне Первой мировой войны

Броненосцам повезло служить в нейтральной Дании, флот которой не воевал с 1864 года. Служба была рутинной, практически без происшествий. Первые два броненосца так и закончили свое существование, тихо и мирно, на разделочной стоянке. "Ольферт Фишер" в конце карьеры использовали как корабль-цель для тренировок морской авиации. Он двигался со скоростью 9 узлов, а персонал движущейся мишени защитили дополнительными листами брони и деревянными досками. В 1932-1936 годах их списали и сдали на слом.

-30

1908
1908
1915
1915
Первый визит X в качестве короля на Педер Скрам (построен в 1908 году). Картина Вильгельм Арнесен (р. 1865)  1914 год
Первый визит X в качестве короля на Педер Скрам (построен в 1908 году). Картина Вильгельм Арнесен (р. 1865) 1914 год

винтовая шхуна Ингольф 1876 г. постройки сушит паруса на риде Копенгагена. На заднем плане броненосный корабль Педер Скрам
винтовая шхуна Ингольф 1876 г. постройки сушит паруса на риде Копенгагена. На заднем плане броненосный корабль Педер Скрам

после модернизации
после модернизации
с 1934
с 1934

-38
-39
Педер Скрам 1929 в  Орхусской гавани.
Педер Скрам 1929 в Орхусской гавани.

1920
1920

-42
1920
1920

-44

Ассенс
Ассенс

Другая судьба ждала последний корабль серии -"Педер Скрам". После первой мировой он использовался как учебный. На него и «Olfert Fischer» добавили по гидросамолету «HM-I», заменили фор-марс. В следующую модернизацию срезали стеньги на мачтах. В 1936 году вместо бортовых прожекторов поставили два спаренных 20 мм зенитных Мадсена, которые потом заменили 40 мм "Бофорсами". Зенитки на башнях заменили пулеметами. При перекраске закрасили опознавательные полосы на трубе, ибо в строю оставалось всего два броненосца «Peder Skram» и «Niels Juel».

Это, однако, никак не помогло ему в защите родины. 9 апреля 1940 года Дания была захвачена и капитулировала всего за пару часов. Флот Датского королевства не сделал ни единого выстрела. Отношения с оккупантами были самые идиллические, немцы оставили датчанам армию, флот и полицию. Датская экономика жирела на военных заказах Германии, датские добровольцы( в т.ч. кадровые военнослужащие) активно записывались воевать "с большевиками".

Только с большевиками как-то нехорошо получилось. После Курской битвы датские бюргеры осознали, что сотрудничество, коллаборационизм с нацистской Германией, это не только "орднунг" и большие прибыли. Активизировалось подполье, на заводах начались забастовки.

Немцы решили, что время "мягкой оккупации" прошло. Датское командование также уловило тренд. Была разработана операция по переводу датского флота в шведские порты. В случае неудачи предписывалось затопить корабли.

29 августа 1943 года немцы приступили к разоружению датской армии и флота. Прорваться в Швецию смогли единицы. Большинство кораблей были затоплены экипажами, а несколько немцам удалось захватить. В Холмене был затоплен экипажем и броненосец "Педер Скрам".

Пушка с «Педера Скрама» на позиции на Фанё.
Пушка с «Педера Скрама» на позиции на Фанё.

Немецкие зенитные огневые платформы у Нордре Толдбод в Копенгагене в 1943 году. Артиллерийский корабль Peder Skram можно увидеть .
Немецкие зенитные огневые платформы у Нордре Толдбод в Копенгагене в 1943 году. Артиллерийский корабль Peder Skram можно увидеть .

Как и многие другие датские корабли, он вскоре был поднят немцами и вошел в состав Кригсмарине как зенитная плавбатарея «Adler». Немцы поставили на корабль 6 105 мм зениток и обучали на нем личный состав. 150-мм орудия были сняты и установлены на береговой батарее острова Фанё. Сама плавбатарея охраняла базу в Киле. В апреле 1945 года "Адлер" была потоплена во Фридрихсерте союзной авиацией.

В сентябре 1945 года датчане подняли свое имущество, восстановление сочли нецелесообразным и 1 апреля 1949 года продали его на слом в Оденсе, только что созданной фирме Х. Дж. Хансена. Сделку оформили в июле, а потом приступили к самой разборке.

Снятый с корабля директор огня с дальномером установили на ядерной испытательной станции Рисё (ныне Национальная лаборатория по устойчивой энергетике) к северу от Роскилле. А фок-мачту бывшего броненосца фирма поставила у входа в канал Оденсе как свою рекламу. Мачту установили и подняли на ней сигналы приветствия прямо к визиту 4 июля 1951 года в Оденсе королевской яхты «Даннеброг» с королем Фредериком IX и королевой Ингрид на борту. К концу 1950 года разборка была закончена, от броненосца осталась одна мачта.

Буксир 1945
Буксир 1945

-50
-51
-52

-53

Три броненосца типа "Херлуф Тролле" стали самыми мощными кораблями датского флота. С учетом постройки серии в течение 12 лет и и количества изменений, по своим возможностям они значительно отличались друг от друга. В рядах Королевского флота прослужили почти 40 лет.

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.