Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Крейсер для викингов. "Валькириен".

К концу 19-го века "золотой век" датского флота остался далеко позади. Ушли времена,когда британцы вынуждены были всерьез воспринимать корабли потомков гордых данов и дважды "копенгагировали" флот соперника прямо в его гавани. Пассионарный толчок окончательно затих и задачей датского флота ,помимо охраны побережья,с чем пока справлялись броненосцы береговой обороны,стала охрана рыбных промыслов на дальних островах , оставшихся под скипетром датского короля после походов средневековых норманнов-Гренландии, Исландии и нескольких антильских островов.

В наследство от былого величия небольшой северной стране досталось развитое судостроение с богатыми традициями. Флот себе датчане строили и проектировали сами.

Появление армстронговской "Эсмеральды",первого эльсвикского крейсера,сочетавшего огневую мощь,высокую скорость и продуманную защиту со скромной ценой весьма заинтересовало датчан.Это был шанс ценой сравнительно скромных расходов получить эффективную и солидную боевую единицу.

 Крейсер VALKYRIEN спущен на воду 8 сентября 1888 года. Справа на снимке - мачтовый кран Холмена.
Крейсер VALKYRIEN спущен на воду 8 сентября 1888 года. Справа на снимке - мачтовый кран Холмена.

В 1888 году на государственной верфи сошел на воду бронепалубный крейсер "Валькириен" (дат. Valkyrien) , по концепции- копия шедевров эльсвикских умельцев. Он стал первым и остался самым крупным крейсером датского флота. Имя крейсер получил в честь одного из самых известных персонажей скандинавской и германской мифологии.

Вальки́рия (valkyrja — «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии — дочь славного воина, или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и решает, кому из воинов, павших в бою, попасть в небесный чертог — Вальхаллу. С гривы её коня (облака) капает оплодотворяющая роса, а от её меча исходит свет.

"Валькириен" был несколько меньше эльсвикской "Эсмеральды" и был более сбалансирован по вооружению.Также как у прототипа, у него уже отсутствовало развитое парусное вооружение. Корабль со стальным корпусом и паровыми машинами мощностью 5200 л.с. был защищен 63 мм броневой палубой и достигал 17 узловой скорости на испытаниях. Вооружение состояло из нескорострельных орудий-двух 210 мм на нос и корму и шести 150 мм по бортам , все-в щитовых установках. Скорострельность составляла от 1 выстрела в минуту для 150 мм до выстрела в 3 минуты у 210 мм пушек.Водоизмещение достигло 3000 тонн.

Для ближнего боя имелось пять 380 мм торпедных аппаратов,а от миноносцев противника крейсер защищали двенадцать 57-мм и 37-мм скорострелок.

По классификации в датском флоте числился корветом,с 1909 года крейсером.

«Валькириен» Valkyrien Naval Dock Yard, Copenhagen. Строительство начато 27 октября 1886 года. Спущен на воду 9 августа 1888 года. Введён в эксплуатацию 1 января 1890 года. Выведен из состава флота 5 октября 1923 года. Сдан на слом.

Водоизмещение 2900/3020 тонн. Длина 81,28/82 /85,8 м. Ширина 13,23/14,2 м. Осадка 5,54 м. Бронирование Палуба — 37(скосы 65) мм. Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 6 паровых котлов,5200-5300 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 17,5 узлов. Запас угля 488 т. Дальность плавания 3900 миль на 10 узлах.Экипаж 282-309 человек.
Вооружение-2 × 1 — 210-мм/35,6 × 1 — 150-мм/35,4 × 1 — 57-мм,
8 × 1 — 37-мм митральез. 2 х 8 мм пулемета. Минно-торпедное вооружение 5 × 1 — 380-мм ТА( 2 х 1 - носовая часть ,1 в корме и два-на миделе(демонтированы в 1913)

В 1915 году был перестроен в учебный корабль и перевооружён. Теперь он нёс два 150-мм скорострельных орудия, а также 6 75-мм, 2 - 57-мм и 2 37-мм орудия, а также 3 - 380-мм торпедных аппарата- 2x1 - носовая часть, 1 торпедный аппарат - корма.

Бронепалубный крейсер Валькирия в Шанхае, 1900г
Бронепалубный крейсер Валькирия в Шанхае, 1900г

"Валькирия" в районе порта Алжир во время Средиземноморского похода 1913 г.
"Валькирия" в районе порта Алжир во время Средиземноморского похода 1913 г.

-6

Фото сделано между октябрем 1901 и июлем 1902 года - только в этот период "Валькириен" нес широкую черную полосу на дымовой трубе.
Фото сделано между октябрем 1901 и июлем 1902 года - только в этот период "Валькириен" нес широкую черную полосу на дымовой трубе.

Большая часть службы крейсера прошла в Вест-Индии,островных колониях Дании в Малых Антильских островах.Ниже-три фотографии из путешествия 1916-1917 годов. Помимо общих фото с местными друзьями и подругами, интересны фотографии процедуры погрузки угля на корабль. В Вест-Индии для этого нанимали местных,в основном девушки.Носили в корзинах на голове.На первом фото девушка-угленос получает специальный "угольный жетон" за принесенную корзину угля.По окончании погрузки жетоны обменивались на оплату. Фото сделаны главным констеблем Х.Биспом.

-9

-10

-11

Небольшому датскому флоту для дальних походов единственного настоящего полномасштабного крейсера хватило на три десятилетия службы. Благодаря развитой судостроительной промышленности получился весьма добротный корабль,хотя скорость датчанам традиционно не давалась.

Увы , развитие скорострельной артиллерии буквально через пару лет вывело крейсер в разряд антиквариата. Сразу перевооружить его датчане не смогли по экономическим соображениям,а в 20-м веке он весь был анахронизмом.

Дальнейшее развитие датского крейсеростроения пошло в сторону уменьшения и удешевления. Огромные колониальные владения(Гренландия например) не приносили больших доходов датской казне и экономия диктовала "резать осетра". В дальнейшем флот получал только совсем маленькие крейсера- «Гекла» и «Гейзер» с «Хеймдаль».

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам