К концу 19-го века "золотой век" датского флота остался далеко позади. Ушли времена,когда британцы вынуждены были всерьез воспринимать корабли потомков гордых данов и дважды "копенгагировали" флот соперника прямо в его гавани. Пассионарный толчок окончательно затих и задачей датского флота ,помимо охраны побережья,с чем пока справлялись броненосцы береговой обороны,стала охрана рыбных промыслов на дальних островах , оставшихся под скипетром датского короля после походов средневековых норманнов-Гренландии, Исландии и нескольких антильских островов.
В наследство от былого величия небольшой северной стране досталось развитое судостроение с богатыми традициями. Флот себе датчане строили и проектировали сами.
Появление армстронговской "Эсмеральды",первого эльсвикского крейсера,сочетавшего огневую мощь,высокую скорость и продуманную защиту со скромной ценой весьма заинтересовало датчан.Это был шанс ценой сравнительно скромных расходов получить эффективную и солидную боевую единицу.
В 1888 году на государственной верфи сошел на воду бронепалубный крейсер "Валькириен" (дат. Valkyrien) , по концепции- копия шедевров эльсвикских умельцев. Он стал первым и остался самым крупным крейсером датского флота. Имя крейсер получил в честь одного из самых известных персонажей скандинавской и германской мифологии.
Вальки́рия (valkyrja — «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии — дочь славного воина, или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и решает, кому из воинов, павших в бою, попасть в небесный чертог — Вальхаллу. С гривы её коня (облака) капает оплодотворяющая роса, а от её меча исходит свет.
"Валькириен" был несколько меньше эльсвикской "Эсмеральды" и был более сбалансирован по вооружению.Также как у прототипа, у него уже отсутствовало развитое парусное вооружение. Корабль со стальным корпусом и паровыми машинами мощностью 5200 л.с. был защищен 63 мм броневой палубой и достигал 17 узловой скорости на испытаниях. Вооружение состояло из нескорострельных орудий-двух 210 мм на нос и корму и шести 150 мм по бортам , все-в щитовых установках. Скорострельность составляла от 1 выстрела в минуту для 150 мм до выстрела в 3 минуты у 210 мм пушек.Водоизмещение достигло 3000 тонн.
Для ближнего боя имелось пять 380 мм торпедных аппаратов,а от миноносцев противника крейсер защищали двенадцать 57-мм и 37-мм скорострелок.
По классификации в датском флоте числился корветом,с 1909 года крейсером.
«Валькириен» Valkyrien Naval Dock Yard, Copenhagen. Строительство начато 27 октября 1886 года. Спущен на воду 9 августа 1888 года. Введён в эксплуатацию 1 января 1890 года. Выведен из состава флота 5 октября 1923 года. Сдан на слом.
Водоизмещение 2900/3020 тонн. Длина 81,28/82 /85,8 м. Ширина 13,23/14,2 м. Осадка 5,54 м. Бронирование Палуба — 37(скосы 65) мм. Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 6 паровых котлов,5200-5300 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 17,5 узлов. Запас угля 488 т. Дальность плавания 3900 миль на 10 узлах.Экипаж 282-309 человек.
Вооружение-2 × 1 — 210-мм/35,6 × 1 — 150-мм/35,4 × 1 — 57-мм,
8 × 1 — 37-мм митральез. 2 х 8 мм пулемета. Минно-торпедное вооружение 5 × 1 — 380-мм ТА( 2 х 1 - носовая часть ,1 в корме и два-на миделе(демонтированы в 1913)
В 1915 году был перестроен в учебный корабль и перевооружён. Теперь он нёс два 150-мм скорострельных орудия, а также 6 75-мм, 2 - 57-мм и 2 37-мм орудия, а также 3 - 380-мм торпедных аппарата- 2x1 - носовая часть, 1 торпедный аппарат - корма.
Большая часть службы крейсера прошла в Вест-Индии,островных колониях Дании в Малых Антильских островах.Ниже-три фотографии из путешествия 1916-1917 годов. Помимо общих фото с местными друзьями и подругами, интересны фотографии процедуры погрузки угля на корабль. В Вест-Индии для этого нанимали местных,в основном девушки.Носили в корзинах на голове.На первом фото девушка-угленос получает специальный "угольный жетон" за принесенную корзину угля.По окончании погрузки жетоны обменивались на оплату. Фото сделаны главным констеблем Х.Биспом.
Небольшому датскому флоту для дальних походов единственного настоящего полномасштабного крейсера хватило на три десятилетия службы. Благодаря развитой судостроительной промышленности получился весьма добротный корабль,хотя скорость датчанам традиционно не давалась.
Увы , развитие скорострельной артиллерии буквально через пару лет вывело крейсер в разряд антиквариата. Сразу перевооружить его датчане не смогли по экономическим соображениям,а в 20-м веке он весь был анахронизмом.
Дальнейшее развитие датского крейсеростроения пошло в сторону уменьшения и удешевления. Огромные колониальные владения(Гренландия например) не приносили больших доходов датской казне и экономия диктовала "резать осетра". В дальнейшем флот получал только совсем маленькие крейсера- «Гекла» и «Гейзер» с «Хеймдаль».
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам