Найти тему
Стеклянный ветер

Психология Софьи Фамусовой в комедии "Горе от ума"

«Горе от ума» — это пьеса жанра классицизма написанная А. С. Грибоедовым и описывающая в комическом и сатирическом ключе начало XIX в. России, а также основные архетипы, свойственные для того времени. Софья Павловна, дочь влиятельного московского чиновника Фамусова, является одним из главных действующих лиц комедии и представляет собой образ русской девушки XIX века.

Иллюстрация Д. Н. Кардовского. 1907—1912.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского. 1907—1912.

С самого начала произведения читатель узнает, что Софья — красивая молодая особа: «как Софья Павловна у вас похорошела»; она влюбчива, чувствительна, наивна, но вместе с тем довольно своенравна. Об этом свидетельствует ее взаимоотношения с Молчалиным. Софья крайне эмоционально реагирует на все, что связано с ее возлюбленным, несмотря на то, что пытается скрывать свои чувства: «Откуда скрытность почерпнуть! Готова я была в окошко, к вам прыгну́ ть.»

С первого взгляда можно сказать, что Софья Павловна является типичной немного капризной, эгоистичной и упрямой: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Однако, я думаю, что ее личность гораздо более сложная и интересная, чем кажется.

Возможно, Софье Павловне не хватало внимания и поддержки. Хоть она и была окружена многими людьми, у нее не было никого по-настоящему близкого, даже Фамусов, ее отец, который априори, скорее всего, ее любит, видит свою семнадцатилетнюю дочь лишь как возможность породнится с кем-то влиятельным. Это заметно из его высказывания: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара.» Фамусов не учитывает мнение дочери, что отдаляет ее от него. Кроме того, у Софьи не было матери: «Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать.» Я считаю, что это также оказало сильное влияние на формирование характера девушки. Именно из-за отсутствия внимания от матери и неправильного восприятия женщин того времени Софья Павловна и полюбила Молчалина и охладела к Чацкому. Александр Андреич, как замечает Софья, и раньше, и на момент действия пьесы: «славно пересмеять умеет всех», девушке это не нравится. Возможно колкости Чацкого по отношению к привычному ей миру задевали Софью, или же он своими заявлениями и необычными взглядами на общество "оттягивал" все внимание окружающих на себя, которого Софье Павловне всегда не хватало. Поэтому ей и полюбился Молчалин, что: «за других себя забыть готов, Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело». Только он никогда не смеялся над ней, слушал и не возражал, в отличии от других, что и подкупило девушку и сделало Молчалина, как отметил даже Чацкий, «единственным другом» Софьи Павловны.

Кадр из записи пьесы "Горе от ума"
Кадр из записи пьесы "Горе от ума"

Таким образом, целью и жизненным устремлением героини было желание самоутвердиться. Из-за этого она полюбила Молчалина и распустила слух, что Чацкий «не в своем уме». Смотря на Софью Павловну, ее становится по-настоящему жаль, за своим желанием быть услышанной, она не заметила притворство Молчалина. Но таков был архетип русской девушки XIX века. Сохранился ли он в наши дни? На этот вопрос можно ответить фразой из пьесы:

«Дома новы́ , но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.»

В конечном итоге, все горе всех героев этого произведения состояло только в одном — в содержании их ума.