Найти в Дзене

Бабушкина баня или "Чьи следы"?

Это история из моего детства, когда я нечаянно стала свидетелем древнего языческого обряда, и даже увидела его мистическое продолжение...

-2

В детстве меня каждое лето отвозили к бабушке в деревню. Однажды там был банный день. Все вымылись, а мы с бабушкой выходили последние. Банька у бабушки была маленькая, низенькая, очень тесная, вся почерневшая от копоти и старости. Малюсенькое оконце с двойными наглухо впечатанными стеклышками почти не пропускало свет. Широкая скамейка из старой отшлифованной долгими годами водой доски и притолок, из таких же, что и скамейка старых потемневших досок. В углу приземистая печь. Прямо на земляной пол были уложены широкие, почерневшие от старости доски. Очень тусклая лампочка делала общий вид бани совсем таинственным.

-3

Я застегивала пуговки на своей шерстяной кофточке, когда бабушка, уже одетая, зачем-то из предбанника зашла обратно в баню и прикрыла за собой дверь. Я застегнулась до конца, немного подождала и решила бабушку поторопить. Заглянула и увидела странную картину: бабушка опять наполняла таз, наливая в него поочередно то ковш горячей, то ковш холодной воды. «Ты, бабушка, будешь еще мыться?», - спросила я. «Нет, - ответила бабушка почему-то недовольно, - постой там, - кивнула она мне на выход, и даже повернулась, чтобы прикрыть передо мной дверь, но я не уходила, вся заинтригованная увиденным. Бабушка не очень уважительно подтолкнула меня на выход, но я поспешила спросить: «А можно я посмотрю?». «Ну тогда молча», - ответила бабушка строго. Я вошла. Бабушка прикрыла торопливо за мной дверь.

Я стала смотреть, как она, наполнив таз, положила рядом с ним мыло, мочалку и поставила ковш. «Бабушка, а ты зачем это делаешь? Тут кто-то мыться будет?» - спросила я. Бабушка тихим и строгим голосом: «Нет. Молчи!». Я, уже шепотом: «А ты сейчас тут мыть будешь, да?». Бабушка еще тише и еще строже: «Нет! Молчи!». Дальше бабушка стала делать еще более странную вещь: зачерпнув совком золу из печки, она начала посыпать ею все вокруг: притолок, скамейки, и даже пол! «Бабушка, а ты зачем это делаешь?», - не выдержала я, изумляясь, что бабушка мусорит! Бабушка сердитым голосом произнесла: «Молчи!». Дальше она быстро поставила совок к печке и начала меня очень-очень быстро выталкивать к выходу. Когда мы вышли, она оглянулась и, в еще не закрытую дверь, громко произнесла: «Мойтесь!» Потом резко захлопнула дверь и, когда мы оказались на улице, проворно повернула щеколду на входной двери.

-4

Она вела меня скорым шагом к дому подталкивая в спину и не давая обернуться! А я очень хотела спросить, зачем она оставила там таз с водой? Но как только я начинала приостанавливаться, бабушка говорила: «Не оборачивайся! Иди!».

-5

Уже были сумерки, когда мы вышли из бани. Все вокруг было в таинственных очертаниях. На небе сияли звезды. Мы шли к дому через высокую траву огорода. Прохлада летнего вечера все сильнее окутывала землю. От нас шел пар. Я, глубоко вдыхала пьянящий аромат трав и уже на половине огорода перестала думать про увиденное в бане.

Утром, проснувшись, я обнаружила, что невидимки, которыми мне надо было заколоть волосы, остались в бане. Тогда мне было уже шесть лет, и я не считала, что мне нужно кого-то просить о помощи, чтобы сходить до бани в конец огорода. Я, надев мое платьице, побежала одна за невидимками. Солнце ярко светило и даже припекало, щебетали птицы, гудели пчелы и вообще, была просто красота!

-6

Двери бани были закрыты на щеколду. Я, взявшись за нее, тут же вспомнила, как вчера бабушка поставила ее именно в это положение, когда мы уходили: чуть-чуть наискосок. На секунду я, вспоминая странное завершение нашей помывки, остановилась: можно ли входить? Но рассудив, что никаких запретов на этот счет не получала, смело открыла дверь. В самой баньке сквозь ее маленькое оконце кое-как пробивался дневной свет. Слабый лучик освещал скамейку, на которой сиротливо лежало несколько моих невидимок.

-7

Я приготовилась их взять, как вдруг мой взгляд случайно скользнул по полу... Я замерла, оторопев: повсюду, на рассыпанной золе были птичьи следы! Я удивленно уставилась на них! "Интересно, какая птичка тут наследила? И когда она сюда забралась? И кто? Курица что ли забежала? Но они никогда не ходят по огороду, только с той стороны дома. Может цыпленок заблудился? Но у цыплят следы поменьше. Странно?

-8

Какая-то дикая птичка залетела? Но как? Я оглядела пространство бани. Через окно она попасть не могла: оно не открывается. Через потолок? " Я подняла глаза кверху: "Нет, тут нет входа на чердак, все доски наглухо приколочены. Нет даже щелей. Получается, птичка здесь была, когда мы мылись? Она, наверное, пряталась под притолокой. Наверное, она нас боялась и сидела тихо! Бедненькая: на нее ведь вода, наверное, текла!" Дальше я рассудила: "Баня была закрыта всю ночь, и только сейчас я ее открыла, значит птичка должна быть еще здесь!" Я, вся в предвкушении веселой встречи, начала ее искать. Я нагнулась, хотела заглянуть под притолок, но обнаружила, что он обшит досками до самого пола. Под него нельзя залезть! Я заглянула под скамейку – никого! "Странно, - размышляла я, - Птичка наследить могла только после нашего ухода , после того, как бабушка рассыпала золу. Дверь в баню я открыла сегодня первая. Куда же она делась?"

Я начала повсюду ее искать. Я старательно заглядывала за печку с одной стороны, с другой стороны стороны. Всматривалась в полумрак то одного угла баньки, то другого – нигде никаких признаков этой птички я не находила! Были только следы! Наконец мне пришло в голову заглянуть за таз с водой. Я отодвинула его и... опять замерла! Все доски, посыпанные золой вокруг таза еще больше, чем на полу, были утыканы следами! "Да где же она?", - не унималась я! - И что это за птичка? Может голубь? Нет, этот след крупнее голубиных, а у вороны, наоборот, след больше, чем эти! Вот головоломка! "Итак, сколько я не искала – никакой птички я так и не нашла...

Прошло много лет. Как то в институте, а я училась на историческом факультете, шел курс "Язычество древних славян".

-9

Вдруг слышу следующее: «Древние славяне верили, что души умерших существуют в образе птиц". Я, почему-то мгновенно вспомнила странный случай в моем далеком детстве в бабушкиной бане, а дальше услышала вот что: "В прошлом славяне умели через различные обряды устанавливать связь со своими предками, обитающими в мире Нави. Обряды позволяли душам из мира Нави приходить в мир Яви, чтобы участвовать в жизни живых». Тогда я отчетливо поняла, что в своем детстве, нечаянно стала свидетелем древнего языческого обряда: приглашения душам предков придти, чтобы вслед за нами, их живущими потомками, принять баню! Я поняла и то, что никакой птички тогда в бане не было: ни одна птичка при всем желании не смогла бы попасть в ту наглухо запечатанную бабушкину баню. А следы были оставлены душами предков, пришедшими помыться в ответ на доброе им приглашение! Поняла я и то, зачем бабушка все посыпала золой: это было нужно, чтобы понять - приходили они, предки, мыться или нет? Получается, что совсем не случайно в язычестве существуют образы полу-птиц полу-людей! И получается, что и по сей день в глухих деревнях живы старинные обряды!

-10

Хобби
3,2 млн интересуются