На Северном Кавказе в середине XIX века шла полувековая борьба горских народов с царскими войсками. В этих условиях центральная власть практически не имела возможности по созданию каких-либо постоянных органов власти.
Горские племена контролировались приставами, подчиненными начальникам отделов Кавказской линии. Еще в ходе военных, действий, как указывается в источниках, чеченцами и ингушами управляли приставы «из Русских военных или Гражданских чиновников, или же туземцев», принявших новый «образ жизни, знающих хорошо по Русски и испытанных в верности к Правительству» - монография М.Арсанукаевой "Административные преобразования в Чечне в 50-е гг. Xix в"
Но приставы были людьми военными, и гражданскими делами не занимались. Поэтому возникла необходимость в создании административных органов власти.
Первое такое, переходное от военного учреждение было создано в крепости Грозный в 1852 году - "Мехкеме" или "Чеченское управление". Это был военно-административный суд, где председателем являлся русский офицер, а члены суда назначались из чеченцев. Судебные заседания велись в соответствии с местными обычаями.
Дальнейшее развитие "Мехкеме" получили при новом кавказском наместнике - князе А.И.Барятинском.
О нем писали, что он «знал и изучил Кавказ; все особенности разнообразных племен, его населяющих, ему были известны из непосредственного опыта, вынесенного из продолжительной военной службы» - Эсадзе С.С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т. 1. – Тифлис, 1907
Барятинский создал первое административное учреждение - Главное управление при наместнике. Оно состояло из 5 департаментов - общих дел, судебных дел, финансов, государственного имущества и контрольных дел.
Эти департаменты взяли в руки всю верховную административную власть. В то же время были созданы Чеченский, Осетинский, Кабардинский, Ингушский и Кумыкский округа, поделенные на наибства. Наибами во все округа (кроме Чеченского) назначались только русские чиновники.
В то же время, в наибы Чеченского округа назначались только сами чеченцы. Считалось, что чеченцы еще не подготовлены к кардинальным переменам, тогда как горцы перечисленных округов «уже привыкли к русской власти» и «многие знают русский язык».
Об одном из них, Бате Шамурзаеве, качкалыковском наибе, известном по переселению чеченцев на равнину, похвально отзывался сам кн. А.И. Барятинский. В 1859 г. наибами назначались: в Большую Чечню – подполковник Вагап-Аду, в Малую Чечню – майор Сибдулла Османов, в Ичкерию – подполковник Арцу Чермоев. Некоторые из наибов имели помощников – мазунов (мазумов). Должностные лица с такими названиями были известны чеченцам еще в имамате Шамиля, и, видимо, были оставлены на время без изменения - монография М.Арсанукаевой "Административные преобразования в Чечне в 50-е гг. Xix в"
Практика назначения чеченцев на должности наибов осталась и в последующем.
Так, приказом военного министра по иррегулярным войскам от 30 ноября 1861 г. по высочайшему повелению «за отлично-усердную и ревностную их службу» назначались: 1. Подпоручик милиции Хассау Герзелиев – на должность наиба Качкалыковских деревень Чеченскаго округа – на место состоявшего по армейской кавалерии Шеди Эльмурзаева; 2. Юнкер милиции Гамбулат Матиев – на должность Чантинского наиба Аргунского округа – на место подпоручика Шахбия Чуликов - Российский государственный военно-исторический архив Ф. 330. Оп. 5. Д. 1057.
Подобное трепетное отношение к Чеченскому округу стало своеобразной традицией русской власти на Северном Кавказе, которая продолжается до сих пор.