Найти тему
Музей Оранэлы

Московский: вокзал, который мы не успеваем рассмотреть

1 ноября 1851 года движение по железной дороге «Санкт-Петебург - Москва» было открыто. Первый поезд покрыл расстояние между двумя столицами за 21 час 45 минут.

Всего на дороге было построено 34 станции. Станции делились на 4 класса. Станции первого класса – Малая Вишера, Бологое, Тверь – делят дорогу четыре равные части и обладают однотипными станционными зданиями.

Вокзалы-близнецы

На концах дороги находились два вокзала. Оба Николаевские – один в Петербурге на Знаменской площади, другой в Москве – на Каланчевской. Оба похожи друг на друга, поскольку построены любимым архитектором Николая I Константином Андреевичем Тоном.

-2

Ему удалось создать неповторимый стиль, являющийся оригинальным синтезом всех использовавшихся тогда стилей – классицизма, византийского и русского стиля, ренессанса.

Дебаркадер вокзала
Дебаркадер вокзала

Константину Тону принадлежат авторство таких масштабных проектов как Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Со стороны площади есть доска в память Константина Андреевича Тона, архитектора бывшего Николаевского вокзала.

Источник: Citywalls.ru
Источник: Citywalls.ru

Здание Московского вокзала простое и изящное. Двухъярусный фасад увенчан часовой башней с флагштоком, которая напоминает ратуши европейских городов. Здесь как и на других вокзалах были отдельные помещения для пассажиров разных классов. В крыльях здания находились квартиры для служащих железной дороги.

Вокзал с момента строительства практически непрерывно перестраивался. В итоге всякий пассажир невольно проходит "коридор времени".

Входя в вокзал через главный вход со стороны площади Восстания, мы оказываемся в самой старой его части – со сводчатыми потолками.

"Николаевская часть" вокзала. Фото: Citywalls.ru
"Николаевская часть" вокзала. Фото: Citywalls.ru

Далее – ранняя советская перестройка – «сталинский» зал ожидания с плафоном.

"Сталинский" зал ожидания
"Сталинский" зал ожидания

Еще далее – современный зал, устроенный на месте бывшего дебаркадера.

Источник: Citywalls.ru
Источник: Citywalls.ru

В начале XX века его вообще хотели снести и заменить на новый. Было выдвинуто несколько проектов строительства современных просторных вокзалов (вроде Витебского вокзала, с которым мы познакомились). Но строительству помешала первая мировая война.

В советские годы необходимость переустройства вокзала, переименованного из Николаевского сначала в Октябрьский, затем в Московский, также не вызывала сомнения. Пассажиропоток увеличивался, но даже в конце 30-х годов его помещения не имели центрального отопления.

После войны вокзал постепенно был реконструирован, сначала в его правом крыле вокзала был обустроен выход со станции метро «Площадь Восстания», затем в 1967 году к 50-летию революции были обновлены залы ожидания. По сути сейчас от творения Тона остался только фасад.

Пётр и Ленин

В советское время в огромном зале стоял бюст Ленина. Отъезжающие группы договаривались собираться «у Ленина».

Источник: ciclowiki.org
Источник: ciclowiki.org

После падения советской власти, без особых предупреждений в 1993 году в одну из ночей бюст Ленина был убран, а в следующую ночь появился бюст Петра I на гранитном пьедестале. Теперь все встречаются «у Петра».

-9

Мемориальные доски

В связи с празднованием в 2001 году 150-летия Петербургско-Московской железной дороги на здании вокзала со стороны путей были установлены памятные доски, посвященные Крафту и Мельникову. Ну и Николаю I - "строителю дороги", чтобы не обидеть.

-10

Появлению намного более удобного и быстрого сообщения между городами мы обязаны замечательному русскому инженеру Павлу Петровичу Мельникову. Он являл собой редкий пример сочетания высокой образованности, организаторских способностей и просто благородства.

С этими качествами Мельников сумел дослужиться до поста Министра путей сообщения и дожил до глубокой старости. В 1837 году инженер П.П. Мельников и его ученик Кербедз на полтора года отправляются в Европу изучать опыт строительства железных дорог. Заметим, что самому Мельникову в это время было всего 26 лет. По возвращении ими был составлен отчет в пяти томах на полутора тысячах страницах.

Практически сразу после этого Мельников уже с другим коллегой – профессором О.Н. Крафтом еще на полтора года отправляются в США. После этого они разрабатывают проект Петербургско-Московской железной дороги – первой в мире прямолинейной двухколейной дороги такой длины. При строительстве они возглавляли Северную и Южную дирекции.

О том, что можно увидеть, если есть время до поезда, на Витебском вокзале, можно прочитать здесь.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL