Споры о последнем прижизненном изображении великого поэта не утихают до сих пор. Загадочный портрет появился внезапно, поразив неоднозначностью облика героя.
Впервые о картине узнали в 1877 году, когда в Музей при Александровском лицее принесли портрет неизвестного. После реставрации личность портретируемого установилась легко. Это оказался Александр Сергеевич Пушкин, запечатленный неизвестным автором незадолго до трагического конца.
Судя по датировке, портрет действительно был написан в последние дни жизни поэта, вот только его изображение значительно отличается от тех, что были созданы и до и после.
Впрочем, некоторые исследователи называют находку, чуть ли не единственным реалистичным изображением, где черты лица Пушкина переданы фотографично, другие же считают портрет плохой копией и неудавшейся работой бездарного художника.
Далее развернулось целое расследование относительно автора найденной работы, искусствоведы Эрмитажа определили его фамилию - И. Л. Линев. Но никто не знал об этом художнике ничего, работы его не хранились ни в музеях, ни в частных коллекциях.
Тогда подключились и другие источники, а далее – найдена любопытная информация. Оказывается в начале 1836 года поэт и приятель Пушкина В. А. Жуковский упоминал некую живописную сессию в своих записках. В частности, он просил заехать Пушкина в гости, дабы немного попозировать неизвестному художнику.
Позднее, среди знакомых Жуковского удалось обнаружить информацию об Иване Линеве, отставном полковнике, который увлекался искусством. Профессиональным живописцем он не был, поэтому сведения в творческих кругах о нем не сохранились. Но факт возможного знакомства Линева и Пушкина все же возможен.
Но оригинальность портрета пока еще под вопросом, основной спор состоит в следующем: правда ли Линев писал Пушкина с натуры перед кончиной поэта, или же просто срисовал с посмертного изображения да уже готовых классических портретов?
За оригинальность выступают и наброски самого Пушкина, который оставил множество зарисовок, в том числе своих миниатюрных профилей. И у поэта и у Линева прослеживается эта неправильность линий, большой нос, характерные губы – все, что скрашивали и смягчали в своих работах другие портретисты Пушкина.
Портрет, между тем, понравился довольно многим. Часть исследователей 19 века были по-настоящему поражены обретенным изображением: «сходство его и, так сказать, документальность, по-видимому, изумительны» (М. Беляев).