В филиале Ботанического сада Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Аптекарский огород» завершился необычный эксперимент. Легендарная сибирская лиственница Петра Первого дала новые побеги, а это означает, что дерево удалось спасти от гибели и продлить его жизнь благодаря современным технологиям.
В 2018 году сотрудники Аптекарского огорода обнаружили глубокую трещину, появившуюся в стволе старой лиственницы. Под тяжестью собственного веса, дерево постепенно начало разрушаться. Дело в том, что две его ветви разделяют ствол на равные части, а в начале XX века в левую вершину попала молния, что привело к отмиранию половины ствола. Поскольку древесина лиственницы разрушается очень медленно, трещина появилась только спустя сто лет.
Попадание дождевой воды в увеличивающийся разрыв тканей ствола приближало неминуемую гибель растения, но научные сотрудники Аптекарского огорода решили обратиться к современным методам восстановления деревьев. Следуя японской технологии, они возвели вокруг лиственницы мощные металлические опоры, напоминающие строительные леса. Теперь вес обеих ветвей был перенесён на прочную конструкцию, и разрушение ствола было остановлено, но лиственница не сразу оправилась после перенесённых травм.
И вот, спустя два года, главный садовник Аптекарского огорода Антон Дубенюк с уверенностью заявляет, что опасность миновала: «В сентябре этого года мы увидели, что одно из старейших деревьев в Москве, чей возраст подтвержден научными исследованиями, дало новые побеги и продолжает расти». Если бы не историческая ценность лиственницы, аварийное дерево пришлось бы спилить. Сад славится тем, что здесь до сих пор есть растение, собственноручно посаженное основателем Аптекарского огорода — Петром Первым.
По легенде император посадил здесь три хвойных дерева — ель, пихту и лиственницу — «для наущения граждан в их различии», а затем часто приезжал в сад ухаживать за молодыми растениями. Пётр особенно любил сибирскую лиственницу за прочность и устойчивость к гниению. И действительно, спустя три столетия только она прошла испытание временем и осталась символом Аптекарского огорода в Москве.