Найти тему
Прибалтика.RU

Правовые аспекты и проблематика увековечения персональной памяти погибших при защите Отечества

Мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов. Калининград, п. А. Космодемьянского. Сентябрь 2020 года
Мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов. Калининград, п. А. Космодемьянского. Сентябрь 2020 года

По прошествии 75 лет со дня окончания Второй мировой войны память тысяч и тысяч погибших защитников Отечества остается неувековеченной. Память тысяч и тысяч военнослужащих увековечена с ошибками в Ф. И. О., воинских званиях и датах жизни, а также на мемориалах, в которых они никогда не были похоронены. Тысячи семей безуспешно разыскивают места захоронения своих погибших на войне родственников. С одной стороны, государство тратит миллиарды рублей на оцифровку и размещение в открытом доступе архивных документов о безвозвратных потерях РККА в годы Великой Отечественной войны, с другой стороны, ни одна государственная структура системно не занимается анализом и систематизацией этих сведений, направленными на актуализацию именных списков воинских захоронений, исправлению содержащихся в них ошибок и устранению упущений.

В результате, военнослужащий РККА, согласно официальным архивным документам похороненный в Польше, Германии или даже в Китае, может значиться в официальном же именном списке воинского захоронения на территории Калининградской области. И на запрос родственника Министерство обороны сообщает, естественно, место захоронение, указанное в официальном именном списке воинского захоронения, напрочь игнорируя сведения своих же официальных архивных документов о выбытии и захоронении.

Бытует мнение, что причиной массовой неразберихи с увековечением памяти и определением мест захоронения погибших при защите Отечества, является война. Чего вы хотите – была война, все уничтожено, документов не найти. Это во многом справедливо для территорий и периодов времени массовых отступлений Красной Армии. Однако, для периода войны, в который РККА наступала, тела наших погибших военнослужащих оставались в нашем тылу, что давало возможность похоронным командам их собирать, идентифицировать и хоронить, а штабам – документировать безвозвратные потери и направлять сведения о них, включая именные списки погибших военнослужащих с указанием персональных данных и мест захоронения, в вышестоящие инстанции. В подобных ситуациях в подавляющем большинстве случаев, при наличии желания, а также определенных знаний и навыков, удается документально определить место захоронения конкретного военнослужащего. Но на государственном уровне этим никто не занимается. Ответы государственных структур на запросы родственников в основном базируются на информации учетных карточек (паспортов) воинских захоронений, содержащих неподдающиеся счету неточности, ошибки и упущения.

Основной причиной неудовлетворительного положения дел в сфере увековечения персональной памяти погибших при защите Отечества является отсутствие должного внимания к проблематике со стороны государства, свободу, независимость и интересы которого защищали отдавшие свои жизни военнослужащие. Как следствие – несовершенство и противоречивость законодательства и нормативно-правовых актов в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. Ситуация усугубляется некомпетентностью значительной части должностных лиц, в ведении которых находятся решения подобных вопросов.

Прежде, чем Ф. И. О. погибшего защитника Отечества будет увековечено на мемориальной плите воинского захоронения, его персональные данные должны появиться в учетной карточке (паспорте) воинского захоронения. На сегодняшний день в российском нормативно-правовом поле отсутствует единообразие даже в названии этого основополагающего для увековечения памяти погибших при защите Отечества документа: то паспорт, то учетная карточка. Нет единства и в том, кто и как обязан создавать, согласовывать и поддерживать в актуальном состоянии эти документы. Не определена ответственность должностных лиц за ненадлежащее состояние дел в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, за утверждение и согласование недостоверных сведений, приводящих помимо морально-этических издержек и к необоснованным тратам при производстве ремонтных работ на мемориалах. К формированию и актуализации именных списков воинских захоронений в той или иной степени причастны органы местного самоуправления, военные комиссариаты, военно-мемориальные службы округов и флотов, Управление по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны Российской Федерации, общественные организации.

Согласно статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (с изменениями и дополнениями) "Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления ... . На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт".

Согласно статьи 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 (ред. от 26.01.2019), "Основными задачами военных комиссариатов являются: ... 36) участие совместно с органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в работе по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества".

Согласно пункту 2 Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации "О мерах по обеспечению органами военного управления мероприятий поисковых работ, проводимых в рамках Вахт памяти" № ДГШ-7 от 28.03.2001 "Военным комиссарам ... осуществлять паспортизацию воинских захоронений путем составления на каждое из них учетных карточек в двух экземплярах по форме 5 согласно приложению к настоящей директиве. Один экземпляр учетных карточек ежегодно к 1 декабря направлять в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-мемориальный центр), второй экземпляр хранить соответственно в республиканских или областных (краевых) военных комиссариатах ...". Данной директивой введена форма учетной карточки воинского захоронения, которую Закон об увековечении памяти именует паспортом. Директива не отменена, но в полной мере и не исполняется.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества является Министерство обороны Российской Федерации. Организация и обеспечение работы в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества возложены на Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Согласно разъяснениям, опубликованным на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (http://question.mil.ru/page6264819.html), все вопросы, связанные с формированием и актуализацией именных списков воинских захоронений, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе устранение выявленных ошибок, внесение ранее неучтенных Ф. И. О. в учетные карточки (паспорта) и на мемориальные плиты воинских захоронений, отнесены к ведению органов местного самоуправления. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации и подчиненные ему структуры от решения подобных проблем на территории Российской Федерации самоустранились.

Осознавая, что ни органы местного самоуправления, ни Министерство обороны Российской Федерации, которое и в той или иной мере руководит процессом увековечения уже три четверти века, своевременно и качественно задачи в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества решать, а тем более – добиваться конкретных положительных результатов, зачастую не способны, Президентом Российской Федерации периодически выдаются поручения, направленные на изменение ситуации. Так поручением Президента Российской Федерации от 02.08.2013 Пр-1831 п. 3б высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписывалось до 01.01.2015 обеспечить проведение паспортизации (в том числе обновление ранее оформленных паспортов) воинских захоронений. При том, что согласно действующему законодательству региональные власти подобными полномочиями не наделены. В должной мере поручение Президента, по крайней мере на конец 2019 года, осталось неисполненным, о чем прямо заявляет Министерство обороны Российской Федерации: "Информируем, что поручением Президента РФ от 31.07.2013 № Пр-1831 продолжается проведение паспортизации (в том числе обновление ранее оформленных паспортов) воинских захоронений" (письмо Министерства обороны Российской Федерации от 02.12.2019 № 328/2/1338УГ).

До настоящего времени не исполнено и поручение Президента Пр-134 от 31.01.2019, в котором первым пунктом со сроком исполнения 30.06.2019 значится: "Правительству Российской Федерации: а) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление полномочий субъектов Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества и содержанию воинских захоронений, находящихся на их территориях, в том числе в части, касающейся: осуществления кадастрового учёта и паспортизации таких захоронений; утверждения перечня документов, необходимых для установления на территориях, сопряжённых с такими захоронениями, зон охраны объектов культурного наследия; формирования поимённых списков погибших при защите Отечества, останки которых погребены на таких захоронениях, и нанесения их имён на соответствующие мемориальные сооружения".

Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления оставлены наедине со всем комплексом проблем в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, накопившихся за 75 лет. Как правило, для решения этих проблем у администраций муниципалитетов нет ни финансовых ресурсов, ни компетентных кадров. Вследствие чего, работа по актуализации учетных карточек (паспортов) воинских захоронений поручается работникам подразделений культуры или специалистам в области молодежной политики и спорта, а финансируется по остаточному принципу. Однако, для качественной актуализации именных списков воинских захоронений необходимы знания военной истории, исторической и современной топонимики региона, структуры и состава РККА, ее объединений, соединений и частей, навыки в архивной работе, картографии, технологии поиска и т.п., а также соответствующий опыт.

Региональные структуры Министерства обороны Российской Федерации, в подавляющем большинстве случаев, реальной помощи администрациям муниципалитетов в вопросах паспортизации воинских захоронений не оказывают, ссылаясь то на отсутствие необходимых документов, то на отсутствие Интернета, то за неимением к этому интереса. Отдельные случаи активного вмешательства в процесс актуализации именных списков воинских захоронений со стороны военных комиссариатов, в основном, ничем хорошим не оборачивается. Военные комиссары, в основной своей массе, настроены крайне консервативно, располагают все теми же официальными списками, изобилующими ошибками и упущениями, но скрепленными подписями и печатями их предшественников, в которые они свято верят. И эту веру ни первичными документами о безвозвратных потерях, ни журналами боевых действий, ни картами, ни схемами захоронений невозможно хоть как-то поколебать.

При сохранении существующей государственной системы увековечения памяти погибших при защите Отечества никаких предпосылок к тому, что и к 100-летнему юбилею Победы что-то коренным образом изменится в лучшую сторону, ожидать не приходится.

Вместе с тем, результаты усилий общественных организаций дают основания утверждать, что провести реальную актуализацию списков воинских захоронений с целью исправления многочисленных ошибок и возвращения имен «неизвестным» солдатам возможно в ограниченные сроки при наличии минимальных ресурсов.

О работе общественных организаций по исправлению ситуации и достигнутых результатах см. статью "Как возвращаются имена "неизвестным солдатам".