Небезызвестная «могучая кучка» появилась в России в 19-м веке. Под этим броским словосочетанием подразумевался союз русских композиторов, в который входило 5 (6) человек. Этими людьми были композитор М. Балакирев (основатель «могучей кучки»), композитор Н. Римский-Корсаков, страдающий алкоголизмом М. Мусоргский (отсюда у него такой красный нос на картине Репина), химик и врач А. Бородин (музыкант-любитель, ставший впоследствии великим композитором), композитор Ц. Кюи и литератор В. Стасов.
Для чего они объединились? Для пропаганды русской музыки. Но вот незадача, русской музыки, как полномасштабного, серьезного и самобытного явления, просто не существовало до них. Всё, что делалось и писалось на профессиональном уровне до 19 века, на все 100 % подражало музыке европейской и бралось исключительно из Европы, где и обучались большие русские композиторы того периода вроде Бортнянского, который 10 лет для этого прожил в Италии. Как следствие, и «русская» музыка того времени была вторичной и, скорее, походила на итальянскую или немецкую, чем на русскую. И именно это являлось одной из причин отсутствия великих композиторов в России до 19-го века.
Так где брать материал? Правильно, в народном фольклоре. А что представлял собой русский народный фольклор 19 века (и до него), полагаю, описывать не надо. Это совсем не те адаптированные эстрадные песни-пляски-частушки, в аранжировках и с аккомпанементом, которые современные люди привыкли смотреть по телевизору и слушать в аудиозаписях. Для наглядности просто представьте себе крепостного крестьянина, живущего в землянке с такой же крепостной, не умеющей читать и писать бабой. Вот у этих людей предстояло брать материал для создания полномасштабной русской музыки. Никакого аккомпанемента, нотной грамоты и такого понятия, как аккорды, там быть и в помине не могло, как вы уже поняли. Впрочем, кому угодно считать, что это было симфонично и академично, то, пожалуйста.
Для пущей наглядности скажу, что именно так и поступали, например, музыковед В. Одоевский и композитор М. Глинка, записывая мелодии русских народных песен с голоса крестьян.
Как следствие, «могучая кучка» просто додумала русскую музыку, искусственно высосав её из знаменного распева (не народной, а профессиональной гармонии), григорианских песнопений католиков (натуральных ладов; по Римскому-Корсакову – искусственных ладов). Да, она основывалась и на фольклоре (напевах, завываниях, речитативах), но настолько приблизительно, что «народной» музыкой их авторские произведения назвать можно было только с целью масштабной пропаганды того, чего до них никогда не было.
«Могучая кучка» состояла из очень талантливых людей и действительно создала великие произведения искусства, но всё, что создала «могучая кучка», это авторская музыка пяти умов (Стасов музыку не писал).
Даже И. Стравинский, который написал свою знаменитую скандальную «Весну священную» на темы языческой Руси, основывался уже на произведениях Римского-Корсакова, который входил в ту самую «могучую кучку» и был учителем Стравинского. А Сергей Прокофьев писал свою «Скифскую сюиту» уже основываясь на «Весне священной» Игоря Стравинского.
Ну, и самое главное, все вышеперечисленные композиторы учились в Европе (у Европы) по европейским канонам и стандартам. Ведь те же струнные или фортепьяно (ударно-струнные), при помощи которых они сочиняли свою музыку, были придуманы в Европе (в Италии) под европейскую ментальность и для европейской музыки.
При этом композиторы «могучей кучки» могли использовать или, так скажем, основывать свою русскую музыку на русских народных или на славянских инструментах. Скажем, на балалайке. Или на ещё более древнем русском инструменте — колотушке. Но нет, они использовали инструменты, придуманные в Италии.
Да и сам состав «могучей кучки» русским можно было назвать с большой натяжкой. Одна только фамилия Римский говорит сама за себя. Римский – это от слова Рим, а не от слова Вологда. Или Цезарь Кюи. Надо ли еще объяснять? Кюи во всех музыкальных справочниках и энциклопедиях обозначается, как русский композитор (что есть не более чем формальность). Подразумевается, что Кюи родился и жил в России. В действительности же Кюи имел наполовину французские, а наполовину литовские корни. Вообще-то Кюи даже родился в Литве. Просто Вильна, где он родился, была тогда Россией.
Музыка Чайковского, Рахманинова или Шостаковича, несомненно, оригинальна, но совсем не похожа на музыку Индии или Африки даже в трехсекундном отрезке. А вот перепутать Чайковского с австрийским Штраусом, немецким Шуманом, норвежским Григом способен любой, кто впервые слышит отрывки музыкальных произведений этих композиторов. Таким образом, говоря о русской симфонической музыке, мы говорим о музыке европейской в самом прямом смысле этого слова. Да и ничего удивительного, ведь обе столицы России, что Москва, что Петербург – это Европа и всегда ею были.