Найти в Дзене
Обретение Истины

ЕГЭ по Обществознанию 2021. Адаптируемся к стереотипам.

Продолжаем решать задания сборника:

«Коваль, Т. В. ЕГЭ 2021. Обществознание. 10 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ [Текст] Т. В. Коваль. – М.: Экзамен, 2021. – 136 с. – (ЕГЭ. Тесты от разработчиков)».

Иллюстрация с сайта: https://www.labirint.ru/books/755650/
Иллюстрация с сайта: https://www.labirint.ru/books/755650/

В задании №7 III-го варианта следует понимать, что N-ая часть авторов несколько путает понятия или, как говорится, «плодит лишние сущности». Тем не менее, нам необходимо грамотно формулировать, то есть должно звучать не «экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста», а «факторы экстенсивного экономического роста и факторы интенсивного экономического роста». Спишем это на стереотипность тлетворного характера и, всё-таки, выберем ответ 4 («повышение квалификации сотрудников – интенсивный фактор экономического роста») в качестве правильного. Что касается ответа «3) Устранение потерь рабочего времени позволяет добиться экономического роста интенсивным путём», то и здесь приходится адаптироваться к актуальной конъюнктуре стандартизированных значений, хотя они не совсем (или совсем не) верны. На самом деле, устранение потерь рабочего времени может наблюдаться и при экстенсивном, и при интенсивном экономическом росте; просто будут несколько различаться методы решения этой проблемы. В данном контексте реципиентов пытаются подвести к смыслу понятия «оптимизация», которую из года в год относят к специфике именно интенсивного экономического роста. Оптимизировать – в значении «сделать быстрее, результативнее».

Иллюстрации из источников: https://s30723603153.mirtesen.ru/blog/43461923298/Kopat-ili-ryihlit-Vot-v-chem-vopros ; https://www.artfile.ru/i.php?i=943218
Иллюстрации из источников: https://s30723603153.mirtesen.ru/blog/43461923298/Kopat-ili-ryihlit-Vot-v-chem-vopros ; https://www.artfile.ru/i.php?i=943218

В задании №11 III-го варианта Т.В. Коваль ориентирует учеников на то, что «3) Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности» и «4) Смена места жительства без изменения социального статуса – пример горизонтальной мобильности». Однако, и здесь мы сталкиваемся с проблемой излишней стереотипизации применительно к познанию антропогенной реальности. К примеру, конкретный человек или конкретная семья способен жить относительно обособленной общиной и практически не взаимодействовать с публичным пространством. Соответственно, их миграция (допустим, перешли они с одного поля на другое, соседнее и разбили там новый палаточный или иной лагерь) может никоим образом не сказаться ни на изменении общественных систем, ни на их собственном статусе и связанных факторах. Аналогичный смысл можно увидеть и в конкретных ЖИЗНЕННЫХ иллюстрациях 4-го ответа: человек может просто кочевать с места на место и практически не соприкасаться с цивилизацией (для понимания этого достаточно изучить биографии различных путешественников), то есть его мобильность не вертикальна и не горизонтальна – она вообще ВНЕсоциальна. Его статус изменяется или остаётся относительно одинаковым (хотя «ничто не вечно под Луной» и, к примеру, престиж конкретных профессий меняется теперь чуть ли не каждый календарный год) ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВОМ. Получается, что понятия «социальная мобильность» и «географическая мобильность» отнюдь не идентичны, хотя и нередко взаимосвязаны друг с другом. Тем не менее, нам ещё раз приходится адаптироваться к принятым в стандартизированной образовательной среде стереотипам и брать упомянутые вариации 3) и 4) в качестве верных. Для чистоты исследовательской совести просто вспоминаем приоритетность метода типичности, то есть в современном школьном обществознании в основном рассматриваются ПРАВИЛА, ТЕНДЕНЦИИ, а исключительные случаи выносятся разве что в задания открытого типа (в частности, есть замечательная возможность порассуждать во время написания эссе).

Иллюстрация из источника: https://www.goodfon.ru/download/devushka-devushki-devochki/2560x1440/
Иллюстрация из источника: https://www.goodfon.ru/download/devushka-devushki-devochki/2560x1440/

В задании №3 IV-го варианта необходимо выбрать именно ФОРМАЛЬНЫЕ санкции, которые в списке образуют ИСКЛЮЧЕНИЯ, то есть административное предупреждение и вручение грамоты.

В данном задании есть определённый нюанс, который можно сверить по разным источникам. В настоящее время принято трактовать интересующий нас по заданию термин следующим образом: санкцию авторы сборников и других пособий берут в МАКСИМАЛЬНО широком смысле, то есть ЛЮБАЯ реакция со стороны членов общества на поведение субъекта (или, наоборот, бездействие) – это, по определению, санкция. К примеру, об этом пишет некая Вероника Склярова: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/275584/sotsialnaya-sanktsiya---eto-chto-takoe-vidyi-primeryi(цитирую в отредактированном варианте: «социальная санкция – это ВСЕ меры и средства, которые направлены на приведение поведения индивида к нормам социальной группы, стимулируют его проявлять определённое поведение и навязывают ему иметь определённое отношение к совершаемым действиям»).

Исходя из этого, в перечень неформальных могут быть записаны и одобрение (либо порицание) друзей, и ироническая улыбка, и аплодисменты, и игнорирование в социальных сетях, и комплимент, и слова благодарности (в противовес благодарности, которая выражена в официальном документе и тогда становится уже формальной), и нотация (нравоучения), и бойкот (раньше он часто попадался в вариантах), и издёвка, и распускание слухов (сплетня), и клевета, и похвала (как в очной, так и в заочной формах), и пренебрежение (то есть когда проявляется не просто игнорирование по РАЗНЫМ причинам, а уже НАМЕРЕННАЯ невнимательность к кому-то) и т.д.

Иллюстрация из источника: http://d4rio.blogspot.com/2016/12/winter-program-great-success.html
Иллюстрация из источника: http://d4rio.blogspot.com/2016/12/winter-program-great-success.html

В задании №7 в том же IV-ом варианте нужно просто проявить внимательность и следовать следующей формулировке аналитиков: «Если количество денежной массы увеличить с помощью эмиссии, то стоимость денег будет уменьшаться (это и является инфляцией по определению). Однако, эмиссия не вызовет инфляции тогда, когда её размер не превышает объёмов роста ВВП».

Сразу же, не откладывая в долгий ящик, повторяем понятия ВВП и ВНП:

«ВВП (валовый внутренний продукт) – это добавленная стоимость всего объёма товаров, услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на её территории».

«ВНП (валовый национальный продукт) – это добавленная стоимость всего объёма продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом)».

Иллюстрация из источника: https://en.ppt-online.org/433549
Иллюстрация из источника: https://en.ppt-online.org/433549

Разумеется, необходимо подробнее разобраться и в задании №9 в том же варианте. Здесь наблюдается определённая неоднозначность, версии специалистов по данному вопросу могут достаточно сильно разниться; тем более, что нередко даже эксперты судят пристрастно, в зависимости от собственного/личного отношения к сравнению рыночной и командно-плановой экономических систем.

В решаемом нами сборнике Татьяны Викторовны Коваль на вопрос о том, какие проявления рыночной экономики относят к несостоятельности (провалам) рынка, значатся ответы:

1) необходимость производства общественных благ,

2) инфляция,

6) экономические кризисы.

Мы можем твёрдо согласиться только с

2) инфляцией

и с некоторым сомнением (за неимением более прочных оснований в других вариантах ответов) выбрать

4) свободное ценообразование.

Сверив разные аналитические версии, приходим к такому выводу:

вариация «1) необходимость производства общественных благ» берётся по той причине, что в условиях свободной от влияния государства рыночной экономики каждый производитель делает то, что хочет, лишь бы ему это приносило прибыль, то есть производство неизбежно скатывается к обеспечению чьих-то частных благ.

К примеру, какой смысл бизнесмену производить дешёвые товары и поставлять их по низкой цене НЕгарантированному количеству неизвестных ему людей – так называемых широких масс – когда он может выполнять гарантированные заказы для олигархов за гораздо более приличные суммы? Яркий локальный пример – продукция известного фермера Германа Стерлигова, в чьём хозяйстве буханка хлеба может стоить и 450, и 3200 рублей, что по карману ДАЛЕКО не каждому россиянину для удовлетворения его ежедневных нужд. Соответственно, подразумевается та «необходимость производства общественных благ», с которой сталкивается не столько конкретный делец/коммерсант, сколько государство в целом. С целью выравнивания национальной экономической системы официальный аппарат управления может активировать такие регулятивные механизмы, которые обяжут производителей удовлетворять (хотя бы по минимуму) потребности всех. Пример пускания пыли в глаза на тему пресловутой заботы о населении – это широкий диапазон цен в торговых сетях «5-ка», «Магнит», «Верный» и т.д., который начинается с низовых товарных позиций а-ля «Красная цена», «Моя цена» и т.п.

Авторская схема М.В. Гуреева
Авторская схема М.В. Гуреева

Иначе говоря, вариацию 1) надо просто максимально подробно разжевать за неимением авторского уточнения насчёт того, ЧЬЯ необходимость. Понятное дело, что все связаны со всеми, и любое чудовищное социально-экономическое расслоение общества чревато очередными государственными и прочими переворотами, но далеко не все дельцы/спекулянты/менялы это понимают, когда они, что называется, на вершине своего коммерческого и прочего успеха.

Что касается вариации «6) экономические кризисы», то имеется ввиду ОПОСРЕДОВАННАЯ, а не прямая связь: суть не в том, что экономические кризисы могут быть при ЛЮБОМ типе экономической системы (и при традиционном, и при командно-плановом, и при смешанном вариантах тоже), а в том, что в условиях рыночной экономической системы риски многократно повышаются из-за алчности коммерсантов, чьё поведение ввиду удовлетворения жажды наживы перестаёт быть рациональным вообще. Иначе говоря, немалую часть кризисов они провоцируют САМИ, а не потому, что объективно общество доросло до каких-то новых уровней развития, которые нужно усвоить с помощью определённых испытаний.

Вариацию же «4) свободное ценообразование» часть экспертов не записывает в провалы рыночной модели экономической системы, а, наоборот, временами даже ставит в достоинства/преимущества, потому что без этого фактора пропал бы главный стимул конкурирующих сторон. Иначе говоря, в условиях командно-плановой уравниловки, когда есть гарантированная прибыль и нет перспектив её увеличения, то не всегда и не у всех конкретных исполнителей есть мотивация улучшать качество продукции, предоставляемой населению. Это, разумеется, если мы размышляем с помощью абстрактных экономических категорий и понятий. Морально-нравственный же фактор никто с повестки дня не снимал и часть людей в нашем обществе продолжает трудиться не только ввиду барыша, но и с убеждённостью в социальной полезности своих действий (не говоря уже об ответственности перед Высшими Силами, чьё значение более весомо, чем всех государств и народов вместе взятых). Часть населения, к счастью, понимает и применяет смысл принципа: «Или делай хорошо и постоянно улучшай качество, или делай что-нибудь другое – к чему душа влечёт». Однако, к сожалению, такова реальная специфика той социальной среды, в которой мы сейчас живём – большинство людей привыкло многое мерить сиюминутной прибылью в коммерческом смысле, а не совершенствовать реальность с помощью ИСТИННЫХ СТРАТЕГИЙ, которые могут работать почти вечно.

Иллюстрации из источников: https://artzakaz.pro/foto_posteri/91521080-detskaya-gruppa-detey-igrat-vmeste-shkolnoy-doske-svobodnoe-mesto-dlya-teksta-karakuli-ruka ; https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1O72iXJfvK1RjSspfq6zzXFXa2/-.jpg
Иллюстрации из источников: https://artzakaz.pro/foto_posteri/91521080-detskaya-gruppa-detey-igrat-vmeste-shkolnoy-doske-svobodnoe-mesto-dlya-teksta-karakuli-ruka ; https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1O72iXJfvK1RjSspfq6zzXFXa2/-.jpg

В задании №11 того же IV-го варианта также нужно обратить внимание на нюансы. В числе трёх верных ответов следует выбирать «2) в основе социального неравенства лежит возможность обладать какими-либо благами или её отсутствие» и «4) критериями социального неравенства могут служить права и обязанности граждан». Вариация 2-ая не совсем корректно сформулирована, но эта трактовка подтверждается различными источниками. Если же нацеливаться на бóльшую грамотность, то, разумеется, фраза бы звучала следующим образом: «в основе социального неравенства лежит НЕРАВЕНСТВО возможностЕЙ обладать какими-либо благами или её отсутствие». Соответственно, 4-ая вариация в более корректном выражении будет отображена таким образом: «критериями социального неравенства могут служить КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО прав и обязанностей граждан».

Иллюстрация из источника: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-formy-i-sposoby-zashity-prav-grazhdan-v-sfere-socialnogo-obespecheniya-4143875.html
Иллюстрация из источника: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-formy-i-sposoby-zashity-prav-grazhdan-v-sfere-socialnogo-obespecheniya-4143875.html

P.s.

Опыт опыту рознь. Каждый год проявляются какие-то новые «изюминки» в различных тренировочных сборниках. Однако, грамотно осмыслив большинство социальных ракурсов, дискуссионных тем и т.д., серьёзно готовящиеся к экзамену ученики приступают к его сдаче практически во всеоружии. Большинство, а не все – потому что обществознание можно (и даже нужно) изучать всю жизнь ;))

Иллюстрация из источника: http://bjjmania.ru/articles/5-luchshih-uprazhnenij-dlya-trenirovki-sily-hvata.html
Иллюстрация из источника: http://bjjmania.ru/articles/5-luchshih-uprazhnenij-dlya-trenirovki-sily-hvata.html

Сентябрь-октябрь 2020

© Copyright: Максим Вячеславович Гуреев