Очередной день пребывания в Петербурге я решил посвятить посещению музеев. На первом месте стоял Музей истории артиллерии. Его я присмотрел еще при посещении Петропавловской крепости. Один из ее бастионов был и превращен в музей. Но в тот раз посетить не удалось, был выходной день. Теперь же я целенаправленно ехал куда требуется.
Музей состоит из открытой и закрытой экспозиций. Открытая расположена во дворе и бесплатна для посещения. Здесь представлены орудия и боевые машины от царских времен и до современности. Смею предположить, что питерский музей уступает по числу экспонатов только московской Кубянке. В тесном дворе умудрились разместить около сотни артефактов. Рядом с каждым экспонатом имеется табличка с основными характеристиками и назначением. Удобно, запутаться практически невозможно.
Отмечу один тип бронемашин. Это инженерно-разведывательные машины. Кроме боевого применения, они широко используются при чрезвычайных ситуациях в мирное время. Например, подобные машины применялись для ликвидации аварии на ЧАЭС. Также они позволяют быстро делать противопожарные рвы во время лесных пожаров. Механизмы двойного назначения, получается.
Впечатлила одна машина. Ракетная установка «Эльбрус». Эдакий монстр, стреляющий ракетами весом под 6 тонн на расстояние до 300 километров. Слабо представляю, как эта машина может передвигаться и как сложно её перезаряжать. О последствиях применения «Эльбруса» не хочется даже думать.
Запомнилось одно орудие. Гаубица Д-30. Это единственный экспонат, находящийся в рабочем (подвижном) состоянии. Прицел крутился, орудие поворачивалось по горизонтали и вертикали. Дети и взрослые с удовольствием крутили ручки и целились в воображаемого врага. Они и знать не знают, что такие пушки реально применяются до сих пор. Видел лично, что творит снаряд от такого орудия. Это не игрушка, а инструмент разрушения. С другой стороны, пусть лучше пушки стоят экспонатами в музеях, чем на поле боя.
Закрытая экспозиция находится внутри старого бастиона. На входе замороченная система проверки. Снимаешь рюкзак, выкладываешь мобильник и фотоаппарат, проходишь. Если металлодетектор не звенит – замечательно, если пищит – давай искать, что не выложил. Потратил минут пять на вход. Заморочка была и с билетом. На сайте указана одна информация, в реальности совсем иначе. Проще, как ни странно. Билета вроде бы два – за вход и фотосъемку – но оплачиваются они вместе. Тоже карта, как обычно.
Экскурсия по музею получилась очень продолжительной. Часа четыре точно гулял по залам. Площадь большая, экспонаты на трех этажах, расположены в хронологической последовательности, не запутаешься. Практически ко всему свободный доступ, фотографируй откуда хочешь и как хочешь. Хотя то ли освещение подвело, то ли энергетика места, но много фотографий оказалось очень зашумлены.
Начинается экспозиция с вооружения царской армии времен начала пороховой эпохи. Лично мне было интересно посмотреть на творческий поиск конструкторов. Каких только диковинок не создавали инженеры самостоятельно и не заимствовали из-за рубежа. Аналогичная картина наблюдается применительно к холодному оружию. К счастью или к сожалению, но войн тогда было в избытке и в массовое производство шли только самые удачные экземпляры пушек и ручных орудий.
Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, состоит из орудий того времени, в промежутках между которыми расположены документальные фотографии. Удачное решение, на мой взгляд. Позволяет прочувствовать трагичность военных дней. Кстати, так и не понял, как удалось протиснуть сквозь узкие двери бастиона полноразмерные пушки. Только по частям, другого варианта не вижу. Имеется даже легендарная «Катюша» на базе старого ЗИСа.
Отдельный зал посвящен одному из выдающихся конструкторов М.Т. Калашникову, автору самого популярного автомата в мире. Представлено подавляющее большинство его разработок, включая модификации. Выставлено много личных вещей, наград и одежды. «Изюминкой» экспозиции стал личный автомобиль Калашникова – УАЗ с оригинальными номерами. Повторюсь, засунуть машину в помещение музея – очень непростая задача.
Еще один зал и снова Великая Отечественная. На этот раз, ее вторая половина, после перелома под Сталинградом. Техника: от ручных пулемётов до тяжелых орудий и пушек. Образцы одежды, начиная простым красноармейцем и заканчивая генеральскими эполетами. Фотоматериалы как профессиональных военкоров, так и обычных солдат. Дневники, записки, медальоны, наградные значки, скульптуры и картины на тему войны. Чувство погружения полное и всеобъемлющее. Начинаешь еще больше понимать, какой ценой доставалась Победа.
Идём дальше и попадаем в зал инженерных войск. Экспозиция начинается с фотоматериалов 20-30 годов ХХ века. Именно тогда, с времени индустриализации, ведут отчёт саперные батальоны. Они тоже внесли огромный вклад в победу. Наведение мостов и переправ, расчистка завалов, постройка временных и капитальных сооружений… Сколько минных полей обследовали сапёры, не пересчитать. Поэтому не упомянуть о них было бы неправильно.
Заканчивается экспозиция вооружением современности. Этот зал я бы назвал залом Гигантов. Ракетные системы разного рода, артиллерийские системы и системы залпового огня. Выглядят очень грозно и очень смертоносно.
Успел зайти и в Музей авиации и космонавтики. Он находится на территории Петропавловской крепости, в одном из бастионов. Для общего развития посетить его откровенно стоит, но особого удивления не испытаешь. Экспонаты представлены в виде макетов, свободного пространства много. Упор сделан на интерактивность. Можно бродить со смартфоном и в дополненной реальности видеть всякие интересности. Как в игре про покемонов. Мне подобные вещи чужды, хочется иметь дело с реальными вещами.
Еще покоробило то, то музей назван именем Глушко. Его портреты и высказывания повсюду. Все-таки я считаю, что без Королева советская космическая программа была бы невозможной. Именно он был идейным вдохновителем всей команды. В том числе и самого Глушко. Никто не умаляет его достижений в области ракетостроения, но все же он не главный.
В конце дня заскочил посмотреть на крейсер «Аврора». Было поздно, вход закрыт, посмотрел только снаружи. От оригинального судна там ничего не осталось, сплошной новодел. А туристов привлекает исправно.
Куда больше понравился другой корабль, стоящий на Малой Неве. Под парусник стилизован обыкновенный ресторан. Никто не гнался за исторической оригинальностью, а получилось очень красиво.