83 года назад в небе над Испанией советский летчик Евгений Степанов совершил первый в истории мировой авиации ночной таран – жесткий прием воздушного боя, который заключается в том, что повреждения вражескому самолету наносятся непосредственно своим летательным аппаратом.
Долгое время о его подвиге знали лишь в узких кругах – дело в том, что участие советских военных в Гражданской войне в Испании не предавалось огласке. Несмотря на то, что официально и Запад, и Советский Союз придерживались политики невмешательства, в войне легитимного правительства с мятежниками генерала Франко, которого поддерживали Гитлер и Муссолини, Испанию поддержали добровольцы из более, чем пятидесяти стран мира.
На основе запроса испанского правительства Москва отправляла Мадриду оружие и военную технику. Поставки осуществлялись морем, причем все вооружение шло разобранным, а уже на месте его собирали советские военные специалисты. Наряду с ним вскоре здесь появились и те, кто непосредственно стал участником боевых действий. В том числе – советский ас Евгений Степанов, которого испанцы называли «Эухенио».
На момент герою было 26 лет. Он уже успел послужить младшим летчиком в воздушно-десантной бригаде, летал на бомбардировщиках, позже пересел за штурвал истребителя. В Испании вначале был пилотом, потом возглавил группу истребителей, провел 16 воздушных боев, сбил, по разным подсчетам, от 10 до 12 вражеских самолетов. О сбитом им итальянском бомбардировщике и идет речь.
Во время боевого дежурства в ночь на 28 октября Степанов с напарником Ильей Финном получили информацию, что неподалеку от Барселоны, всего в 40 километрах, слышен рев приближающихся самолетов. Летчики поднялись в воздух и, действительно, на фоне луны (как позже указал сам Степанов в своих воспоминаниях в книге «Мы-интернационалисты») на высоте порядка 2 тысяч метров над землей обнаружили звено итальянских бомбардировщиков, приближающихся к Барселоне с тем, чтобы сбросить на ночной город свой смертоносный груз.
Степанов пошел на сближение с ведущим самолетом группы, однако его маневр был засечен, итальянцы начали обстрел машины советского летчика. Ас ответил несколькими очередями из своих пулеметов, однако остановить противника не получалось. Времени на раздумья практически не оставалось, итальянские самолеты уже готовились начать бомбардировку Барселоны и ее мирных жителей, не разбираясь, кто станет жертвами их бомб – дети, старики или женщины.
Степанов принимает молниеносное решение – идти на таран. Своим самолетом он врезается в хвост итальянцу, от удара тот падает на землю. Сам Степанов не пострадал, лишь ударился о приборную доску. Однако атака была хоть и смята, но не остановлена и советский герой продолжал воздушный бой до тех пор, пока часть самолетов врага не была сбита, а часть – обращена в бегство. Машины Степанова и Финна в этом бою тоже получили многочисленные повреждения, однако летчики смогли посадить их на аэродроме в Сабаделе. После ремонта они оба еще не раз поднимались в воздух.
Война в Испании для Степанова закончилась 17 января 1938 года, когда, сражаясь в бою у Теруэля. Он сбил итальянский самолет, однако и его машина была выведена из строя, и асу пришлось спускать на парашюте на территорию врага. Здесь Степанов был окружен и попал в плен, его приговорили к расстрелу. Через полгода испанскому правительству удалось договориться и его обменяли на немецкого летчика.
После обмена он вернулся в Советский Союз и продолжил службу в авиации. Участвовал в советско-финской войне, в Великой Отечественной войне, в 1948 году ушел в запас, но его жизнь по-прежнему была связана с небом. Он начальником отдела в Центральном комитете ДОСААФе, был заместителем руководителя Центрального аэроклуба имени Чкалова, первым вице-президентом Международной авиационной федерации.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь с друзьями - статья может быть интересна другим!
Военная платформа - новостной сайт военной тематики