Найти тему

Зачем нам несколько вакцин? И как ведется их разработка?

Оглавление

Сегодня в мире разрабатывается более 200 вакцин от Сovid-19. В России клинически испытывают три из них. Зачем нужно много разных вакцин и как понять, какая из них будет лучшей? В программе «Гамбургский счет» объясняет заведующая кафедрой вирусологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Карпова.

Зачем разрабатывать несколько вакцин?

Насколько та или иная вакцина эффективна и безопасна, станет понятно не завтра и не послезавтра, а через достаточно большой промежуток времени. Но не разрабатывать различные варианты, поставить все только на одно исследование было бы крайне опрометчиво. Такой пример: над вакциной против лихорадки Денге работали 20 лет, потратили больше 1 млрд долларов, но когда она вышла к потребителю в 2016 году, произошел большой скандал – погибли люди. Поэтому нельзя класть яйца в одну корзину.

Кроме того, вакцина может быть более безопасной или более эффективной. И если мы говорим о маленьких детях и пожилых людях, возможно, правильнее будет выбрать более безопасную, хотя и менее эффективную. Ведь мы не знаем еще, как поведут себя эти вакцины во время длительного использования, и надо думать о группах людей с особенностями – возрастными и связанными со здоровьем.

Фото: PA Wire
Фото: PA Wire

Что делает кафедра вирусологии МГУ для борьбы с Covid-19?

На нашей кафедре была создана Школа молекулярной биологии вирусов растений, а вирусы растений могут служить основой для создания новейших биотехнологий. Сейчас на их основе делают даже микроэлектронные устройства. Что касается медицины, очень важно, что растения и млекопитающие не имеют общих инфекционных агентов. То есть использование вирусов растений в любых областях абсолютно безопасно для людей.

Первый вирус, который открыло человечество – вирус табачной мозаики. И десять лет назад мы начали исследование, в ходе которого выяснилось, что если его нагревать в течение нескольких минут при 94-98 градусах, то эта палочка длиной 300 нм превращается в сферу. А полученная частица обладает совершенно уникальными свойствами: она стабильна, безопасна, является сильным иммуностимулятором. Кроме того, эти частицы на своей поверхности способны адсорбировать (к ним прилипают) белки совершенно разной природы и размеров. То есть полученные сферические частицы могут стать основой для создания вакцинных препаратов. У нас уже проведены доклинические исследования такого образца против краснухи.

Сейчас мы пытаемся сделать поливалентную вакцину – внимание! – не против ковида, а против коронавирусов. Ведь на самом деле опасны для человека в данный момент три заболевания: это MERS, SARS и Covid. SARS практически исчез, а вот MERS был снова зарегистрирован в декабре 2019 года, так что мы с ним не попрощались.

Может ли коронавирус повториться через несколько лет?

Есть еще целый ряд коронавирусов, которые обитают в мышах, и у них очень близкий по составу геном. То есть существует вероятность того, что новый тип коронавируса также пройдет межвидовой барьер, как это уже случалась: 2002 год – SARS, 2012 – MERS, 2019 – Covid.

Мы создали поливалентный прототип, который одновременно будет защищать от MERS и от Covid. Также проанализировали последовательности геномов летучих мышей, близкие к этим патогенам.

Поэтому в состав нашей вакцины входит некий универсальный антиген, который сможет защитить и от последующего преодоления межвидового барьера между летучими мышами и человеком. Потому что оружие надо готовить до войны, а вакцина – это оружие после войны.

Подписывайтесь на канал ОТР в Яндекс.Дзене и делитесь ссылкой в соцсетях!

Наука
7 млн интересуются