Из школьных учебников мы знаем, что ассирийцы это один из древних народов нашей Земли. Их исторической родиной была обширная территория, простирающаяся от Сирии и Юго-восточной Турции до Ирана. Сейчас потомки ассирийцев, которых насчитывают около четырех миллионов человек, живут во многих странах, в том числе и в России.
Первые переселенцы появились у нас в конце XIX века в результате русско-персидской войны. Тогда ассирийцы, которые проповедовали христианскую религию, получили возможность переехать в Российскую империю. Вторая волна переселенцев случилась в ходе первой мировой войны. Тогда их больше всего прибыло из Юго-восточной Турции. Ассирийские общины обосновались преимущественно в Закавказье.
Мигранты, пришедшие из Ирана, были искусными строителями – каменщиками, штукатурами и малярами. Многие дома в Тбилиси и Баку были отстроены ими.
Ассирийцы из Юго-восточной Турции были пастухами и работу себе в Закавказье найти не могли. Поэтому двинулись на север в крупные города. Там они нашли доступное занятие, которая позволяло прокормить семью. Они предложили гражданам новую услугу – ремонт и чистку обуви.
Сначала работали прямо под открытым небом. Потом на оживленных улицах Москвы и Ленинграда появились будки, где мужчины-брюнеты восточной наружности, мастерски работая щетками, наводили глянец на сапоги и ботинки горожан. Их жены в это время варили гуталин, резали войлочные стельки и делали галоши из старых авиационных камер.
В середине 90-х годов киоски с надписью «Ремонт и чистка обуви» стали убирать с городских улиц. Пришлось ассирийцам открывать свои мастерские в жилых домах. Многие состарились и ушли на пенсию. Выросшие дети не унаследовали профессию сапожника. К тому же у ассирийцев в те годы появились конкуренты – беженцы-армяне из Азербайджана.
Ассирийцы в России никуда не делись. Только в Москве их насчитывают порядка четырех тысяч. Сейчас они не чистят обувь и не варят гуталин. Они получили образование и другие профессии. Среди них много врачей, юристов, художников и театралов. Все они имеют русские имена и фамилии.
За многие века ассирийцы не утратили своей идентичности, хотя рассеялись по всему миру. Они привыкли селиться компактно и, что удивительно, за три тысячи лет сумели сохранить свои обычаи, традиции и язык. Его считают диалектом арамейского, на котором свои проповеди читал Иисус Христос.
Ассирийцы отмечают христианские праздники и дни памяти своих святых. Они наиболее близки по вере к православию. В Москве на Дубровке построена их церковь. Служба там идет на арамейском языке.
Внутреннее содержание храма аскетично. Иконы и богатое убранство отсутствуют. На полу длинные деревянные скамьи для прихожан. Правая половина храма отведена для мужчин, левая для женщин. Так заведено в древних христианских конфессиях.