Гены и языки: развитие доинкской культуры в Центральных Андах
Исследование сочетает в себе недавно доступные анализы и методы из лингвистики и генетики для решения давней темы археологических исследований, подтверждающих демографические и культурные элементы разделения между севером и югом в Центральных Андах.
Выводы Института истории человечества Макса Планка, Центра перспективных исследований «Слова, кости, гены, инструменты» Тюбингенского университета и Цюрихского университета показывают взаимосвязь между генами, языком и культурой.
От самых первых признаков социального устройства на центральном побережье Перу до Империи инков, которое в конечном итоге покроет регион, Центральные Анды были домом для многих различных культур и обществ. Археологи определили две горячие точки культурного развития: один морской район на северном побережье Перу и более сельскохозяйственный или скотоводческий регион в высокогорье на юге Перу и в бассейне Титикака.
Эти два региона идентифицируются по их архитектуре, культурным темам и искусству, которые сохраняются во времени в археологических записях. Однако на картинке отсутствует понимание того, как люди этих регионов были связаны друг с другом, и степень обмена, который происходил через культурные различия.
Благодаря множеству общих слов и общих грамматических структур, свидетельствующих о продолжающемся взаимодействии между носителями языка, кечуа и аймара по-прежнему широко распространены в Центральных Андах, особенно на юге. Напротив, различные языки, на которых когда-то говорили в северном Перу, в значительной степени вымерли и плохо документированы.
«Извлечь некоторое представление об этих языках из источников было непростой задачей», - говорится в пресс-релизе первого автора Маттиаса Урбана из Центра перспективных исследований «Слова, кости, гены, инструменты» Тюбингенского университета.
Исследователи показывают, что северные языки также имеют некоторые общие слова и структуры, существенно отличаясь от кечуанских и аймарских языков.
Например, слова в языках кечуа и аймара обычно заканчиваются гласными. В аймаре счет от «одного» до «трех» звучит как майя, пайа, кимса; но в языке мочика северного побережья, где многие слова заканчиваются согласными, запрещенными в языках кечуа и аймара, та же процедура могла звучать как onäk, atput, sopät.
Новые образцы генома из недостаточно представленных регионов северного Перу являются дополнительным доказательством существования этих различных культурных зон. В своих исследованиях генетик Кьяра Барбьери из Цюрихского университета и Института истории человечества им. Макса Планка показала отличные демографические профили на севере и юге с относительной непрерывностью на протяжении веков, что подтверждается древней ДНК.
«Когда я впервые увидел результаты работы доктора Барбьери, я понял, что важен образец, который мы могли наблюдать независимо в трех дисциплинах, исследующих доисторические времена», - говорит Урбан.
«В этой работе мы сосредоточились на уровне популяционного разнообразия, контактов и структуры, а также проверили, где контакты и разделения будут соответствовать генетической, лингвистической и археологической точке зрения», - объясняет Барбьери.
«Генетические данные могут прояснить противоречивые гипотезы с археологической стороны. Демографическая структура, очевидно, предшествует формированию культурных идентичностей в этом регионе, характеризуемом сильной преемственностью населения на протяжении веков. Эта концепция очень интересна, поскольку предполагает, что иногда культурная структура не является основным двигателем структуры населения, но возможен и противоположный случай ».
В дополнение к необходимости междисциплинарных исследований, эта статья также демонстрирует уникальный подход к использованию лингвистики в исследованиях далекого прошлого.
«Лингвисты, интересующиеся предысторией, обычно заинтересованы в объяснении происхождения языковых семей. Здесь мы видим, что лингвистические данные могут вносить значимый вклад в междисциплинарный диалог », - говорит Урбан.