На примере Франции вы узнаете насколько последствия войны опасны даже после ее окончания.
Поля сражений представляли собой обширные пространства, заполненные гниющими телами, ядовитым илом, бомбами, лужами грязной воды, крысами и болезнями. Многие подземные убежища, окопы, траншеи, включая огромные свалки или кучи артиллерийских снарядов, которые были брошены в траншеи, а затем похоронены в них. Деревянные ящики с пулями и пулеметные боеприпасы, минометные бомбы и гранаты, все уже сгнившие и смертельные... .
В некоторых местах немецкие или английские инженеры рыли туннели, шахты, которые потом так и не были достроены, а оставались заполненными подрывными взрывчатыми веществами. Они были засыпаны, забыты после войны и остаются гниющими, загрязняющими воду, почву полей и растительность с тех пор и до наших дней. Подземные военные шахты военного времени или старые туннели могут быть полны старых гнилых бомб и ящиков со взрывчаткой просто ожидающих взрыва.
Однако это не означает, что поля сражений были отдаленно безопасны, каждый год в Северной Франции кто-то погибает в полях, просто идя по ним или касаясь брошенных боеприпасов Первой мировой войны. Вспашка полей там все еще по своей сути смертельно опасна, каждый год ржавые и нестабильные боеприпасы военного времени снова “всплывают” наверх из-за того, что были похоронены почти столетие назад.
Это только малая часть из того, что можно найти на прогулке по Верденскому лесу или сельской местности. Это смертельный лот с Первой мировой войны. Спустя 100 лет после того, как закончилась эта ужасная “Великая война”, бывшие поля сражений Европы остаются ужасно отравленными, полуутопленными и очень опасными.
Особенно остро эта проблема стоит в приграничных районах Эльзаса, Льежа и Бельгии, а также в Вердене. В районе северо-восточной Франции и по ту сторону границы с Бельгией последствия боевых действий все еще сохраняются. Фермеры и туристы вокруг Вердена говорят, что они регулярно находят выброшенные артиллерийские снаряды и гранаты, остатки войны, которые все еще потенциально смертельны.
Через 100 лет после того, как был произведен последний выстрел, остается по меньшей мере 100-300 лет грязной, опасной работы, чтобы окончательно вывести на безопасный уровень все старые ржавые, гниющие, гниющие и нестабильные бомбы, гранаты, минометы и артиллерийские снаряды, оставшиеся от Первой мировой войны.
В одном гигантском ангаре постоянно работает команда из пяти человек, рассеивая или нейтрализуя неразорвавшиеся бомбы с ядовитым газом , с каждым годом их находят все больше и больше. Груда бомб огромна, и потребуется столетие, чтобы избавиться от нее. Если они перестанут находить еще больше завтра, в следующем году и через год после следующего.
“Не могу даже сказать как много я их иногда нахожу, - сказал Ролан Дабит, житель соседней деревушки Сомонье.
Сельская местность вокруг Вердена, чудовищная битва на истощение, и другие районы Франции все еще очень сильно загрязнены остатками разлагающихся, нестабильных боеприпасов от “Великой войны”1914-1918 годов.
Каждое артиллерийское орудие нуждалось в свалке или запасе “куч” снарядов для поддержания огневой мощи. Кучи и кучи снарядов и бомб были просто оставлены позади, брошены в грязь. Каждый год некоторые из них вспыхивают, с фатальными последствиями для некоторых людей.
На этих полях сражений были сотни и сотни гораздо больших складов боеприпасов, чем этот. Многие из них до сих пор не зафиксированы. Напоминает тикающую бомбу замедленного действия под французской сельской местностью.
И регулярно такие остатки все еще убивают людей.
- Даже в лесу. Сколько их в лесу? Сколько их было? Поверьте мне, когда мы идем собирать грибы, я вижу сотню снарядов”, - сказал Дабит агентству Рейтер. Фермер Ален Дойен говорит, что после обработки земли на своих полях он часто находит старые немецкие снаряды.
“Иногда это немного страшно, потому что, когда вы находитесь в середине поля, вам не хочется прикасаться к нему”, - сказал Дойен. - Лучше не оставлять их посередине дороги, поэтому я стараюсь отодвинуть их в сторону.”
Подразделение по обезвреживанию бомб из соседнего города Мец полностью отвечает на многочисленные звонки жителей и ежегодно собирает около 40 тонн боеприпасов. Каждый день группа из двух человек патрулирует сектор Вердена в поисках снарядов, около 1 миллиона из которых были выпущены немцами только в одном из первых залпов конфликта. При строительстве новых домов регулярно обнаруживается большое количество снарядов во время раскопок, что часто учитывается при строительстве нового дома в этом секторе.
Тысячи орудий выпустили тысячи, если не миллионы артиллерийских снарядов. многие до сих пор отравляют и мусорят французскую сельскую местность сегодня…
“Сегодня нам нужно больше пространства, мы строим новые дома, и что происходит? Мы ворошим землю. Когда вы ворошите землю, вы сохраняете наследие этой войны-снаряды, гранаты и минометы”, - сказал Момпер.
“Так что в этом смысле война еще не закончилась”, - добавил он. “И я думаю, что в той области, где мы сейчас находимся, это будет продолжаться в течение 100 или 200 лет.”
Хотя безрассудные жители иногда пытаются уничтожить боеприпасы сами - один местный житель использовал подручные средства, чтобы взорвать 155 - миллиметровый снаряд в лесу, - Момпер рекомендует уведомить подразделение по обезвреживанию бомб и дать возможность проводить такую опасную работу профессионалам.
Изрытая снарядами земля, все еще видимая через сто лет после финальных сражений, завершившихся в 1918 году. Не тревожьте почву...смерть все еще живет здесь для неосторожных неудачников, которым посчастливилось прикоснуться к старым боеприпасам, лежащим на поверхности или очень близко к ней…
Точные цифры о числе погибших в результате взрыва снарядов трудно получить, но два эксперта из подразделения Мец были убиты в 2007 году после того, как взорвался снаряд, который они перевозили. Момпер сказал, что, учитывая количество боеприпасов, которые остаются в этом районе и еще не обнаружены, “почти невозможно, чтобы ничего не произошло.”
- Кто-то однажды сказал: "бомба делает свое дело". В нормальных условиях, если она находится в определенном положении, вы можете носить его с собой, принимая ряд мер предосторожности”, - сказал он. - Ты можешь унести с собой миллион, но следующий может взорваться.”
Не ходите сюда охотиться за сувенирами или собирать грибы. Если найдете один из них, ваше тело никогда не найдут..