Найти в Дзене
ТАНКИ

ПТ-1 — уникальный танк с щучим носом за 13 лет до ИС-3

В начале 1930-х выдали техзадание на быстроходный танк, и как мы знаем это вылилось в целую линейку танков БТ. В скором времени ТТЗ скорректировали. На основе танка «БТ-5» был спроектирован плавающий танк «ПТ-1».

ПТ-1
ПТ-1

Танк в целом удовлетворил военных. Корпус имел во лбу клиновидный (щучий) изогнутый бронелист (который всем больше известен по танку ИС-3, но появится лишь спустя 13 лет после сборки первого ПТ-1).

По расчетам стало понятно что требуемой защиты от снарядов при массе в 20 тонн добиться не получится, поэтому бронелисты в танке решено было использовать небольших противопульных толщин (10-20 мм).

Компоновка танка даже по сравнению с обычным БТ была немного стеснена. Впереди сидели мехвод и стрелок-радист, в башне наводчик и командир-заряжающий. И посадка и выход из танка осуществлялись через 1 люк в крыше башни и 2 люка в крыше отсека управления.
ПТ-1 — виден характерный щучий клиновидный нос
ПТ-1 — виден характерный щучий клиновидный нос

Для танка был спроектирован дизельный двигатель мощностью 300 л.с., специально предназначавшийся для плавающих танков. Но его не собрали, и в итоге на танк поставили авиационный карбюраторный 580-сильный мотор (форсированный с изначальных 500 л.с.).

Передвигаться по воде предполагалось за счет двух гребных винтов, установленных в корме танка. На плаву танком можно было управлять выключая и включая один из винтов. Из-за этого и других изменений корпус стал шире и выше чем у классического «БТ-5».

Ходовая часть танка «ПТ-1» состояла из 4 сдвоенных опорных катков с индивидуальной свечной подвеской Кристи. Первая и последняя пары являлись управляемыми! В башне осталась все то же 45-мм орудие 20К и спаренный с ним 7,62-мм пулемет.

Танк ПТ-1
Танк ПТ-1
Собрали танк к осени 1932-го года, и после заводской обкатки «ПТ-1» решили продемонстрировать комиссии, которую возглавлял Сталин. Сталина впечатлили ходовые возможности танка, но вот авиационный мотор, который потреблял дефицитное топливо его разочаровал. Также посчитали что 45-мм пушка была маловата..

В ходе испытаний было выяснено что по подвижности танк был почти идентичен обычному БТ-5. Танк разгонялся до 90 км/ч на колесах и до 62 км/ч на гусеницах. Но на плаву появились проблемы.. После вхождения в воду, мотор сначала чрезмерно охлаждался, а потом перегревался.

В 1934-ом году работы по танку продолжились — была разработана модификация «ПТ-1А». Корпус удлинили на 56 см. Щучий нос сменили на обычную бронеплиту. Поставили новую круглую башню, упростили трансмиссию и укрепили тормозную систему.

Чертеж ПТ-1
Чертеж ПТ-1

Вместо 2-х гребных винтов оставили один. Управление на воде теперь осуществлялось с помощью руля. На надгусеничных полках закрепили пробковые поплавки для больше плавучести. Масса танка возросла до 15,35 тонн.

В Ленинграде и Москве начали постройку двух новых «ПТ-1А», из которых достроили только Ленинградский. Новый танк выставили на испытания, он оказался не хуже основной версии, единственное — немного снизилась скорость. К тому же танк не мог вести огонь на плаву, и выявилась ненадежность охладительных систем.

В итоге из этого танка вырос проект коле-но-гусеничного ИТ-3, а эти оба прототипа «ПТ-1А» попали в знаменитый музей в Кубинке. Их правда вытащили оттуда осенью 1941-го года, но потом след теряются в хаосе начала войны.

ПТ-1А со спрямленным лбом
ПТ-1А со спрямленным лбом

Характеристики:

  • Масса — 14,2 тонн (ПТ-1), 15,35 тонн (ПТ-1А)
  • экипаж — 4 человека
  • размеры:

ПТ-1 — 7,1 м (длина) * 2,9 м (ширина) * 2,645 м (высота)

ПТ-1А — 7,666 м (длина) * 2,914 м (ширина) * 2,645 м (высота)

  • вооружение — 45-мм пушка 20К и четыре 7,62-мм пулемета ДТ
  • боекомплект:

ПТ-1 — 93 снаряда и 3'402 патрона

ПТ-1А — 96 снаряда и 4'851 патрона

  • прицел — телескопический «ТОП» образца 1930 г.
  • бронирование:

Лоб корпуса — 13-15 мм

Борта и корма корпуса — 10 мм (ПТ-1) или 13 мм (ПТ-1А)

Крыша и днище — 6 мм

Башня — 13 мм по кругу

  • максимальная скорость — 90 км/ч на колесах или 62 км/ч на гусеницах (по шоссе (ПТ-1))
  • скорость на плаву — 11,5 км/ч
  • удельная мощность — 40,8 л.с. на тонну (ПТ-1) 37,8 л.с. на тонну (ПТ-1А)(двигатель, мощностью 580 л.с.)
  • запас хода — 180 км на гусеницах или 200-250 км на колесах (ПТ-1)
  • трансмиссия — механическая
  • подвеска — тип кристи