Среди русского крестьянства в 19 веке никаких юридически оформленных правил покупки земли не было.
Но сами сделки были разнообразны и охватывали все аспекты земельных отношений: "ряд", "подряд", "съемка", "наем", "заем", "условие", "уговор", "рядная запись".
К лицам, вступающим в договоры, обычное право предъявляло следующие требования: возраст совершеннолетия, умственное здоровье, статус домохозяина или наличие разрешения от большака на совершение договоров. При этом возраст (в отличие от официального законодательства) имел опосредованное значение, так как дееспособность, прежде всего, определялась хозяйственным положением крестьянина в семье. Неотделенный сын, даже в возрасте законной дееспособности, не мог заключать никаких договоров с посторонними без спроса своего отца-большака. Такие ограничения объяснялись господством семейной собственности. Обязательства, заключаемые от имени одного из членов семьи, связывали всю семью и ее хозяйство. Однако если большину в семье держал не отец, а старший брат, дядя, мать и т.п., то в силу того, что власть домохозяина не имела твердых незыблемых родовых оснований, как при отце, каждый член семьи считал себя вправе заключать самостоятельные сделки после того, как «вошел в силу и сделался настоящим работником» (16–17 лет) - Добротворский Н. Крестьянские юридические обычаи. По материалам, собранным в восточной части Владимирской губернии // Юридический вестник. 1891. № 3
Заключение сделки по купле-продаже земли оформлялось везде практически одинаково.
Сначала договаривались об "ряде", то есть об условиях договора. Затем совершалось рукобитие, которое заключалось в пожатии рук друг друга и разъединении сцепленных рук свидетелем сделки. При заключении крупных сделок обязательно было присутствие трех свидетелей-домохозяев. После этого читалась молитва, а стороной, которая покупала организовывалось угощение и выдавался задаток.
Большей частью договора были словесными. Но иногда, если покупали у представителя не своей крестьянской общины, или в деле был купец то заключался письменный "ряд". За неграмотного расписывалось доверенное лицо, а бумага заверялась волостным старшиной. Но такая форма была редка. В основном доверяли свидетелям, а не бумаге.
Сами сделки обычно растягивались на долгое время. Крестьяне были народ недоверчивый и прежде чем заключать сделку все очень тщательно обдумывали.
Такая форма сделки оказалась очень живучей. Несмотря на то что чиновники требовали от крестьян оформлять все сделки официально, до самой революции 1917 (да и после) года большинство "рядов" заключалось по старинке.
Этому способствовало то, что крестьяне больше доверяли своим односельчанам чем государству. Также, в случае невыполнения одной из сторон обязательств легче было добиться своего через неофициальный крестьянский суд, который творил суд по справедливости, а не по писанным законам. Это давало обоим сторонам найти приемлемый вариант выхода из положения, чем если бы они обратились в обычный суд.
Но основной причиной нежелания оформлять официально сделки по покупке-продажи земли было архаическое представление о "божественном" происхождении земли и что покупая ее человек совершает грех. В то же время обычная крестьянская сделка не была покупкой в общепринятом смысле, а была просто передачей участка от одного к другому.
Но, с началом 20 века товарно-денежные отношения ворвались в размеренную жизнь крестьянской общины.
В стране начали действовать различные кредитные организации, которые помогали с ссудами на покупку земли. Таким например был Крестьянский банк, который выдавала ссуды на покупку больших участков от 50 до 5000 десятин земли крестьянским товариществам. Деньги были нужны для покупки земли в других регионах и при переселении.
Активная покупка земли и ее использование было прекращено только в связи с Февральской революцией 1917 года. Она не позволила русскому крестьянству оформиться в зажиточный класс землевладельцев, соответственно создав в России крупный аграрный кластер.
При подготовке статьи использованы материалы монографии Т.Шатковской "Договорные отношения по обычному праву Россий- ских крестьян второй половины XIX - начала XX вв. (на примере договора купли-продажи земли)"