Экологическая катастрофа на Камчатке была практически замята официальной версией — цветение токсичных водорослей. Но специалисты независимой лаборатории химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова обнаружили в воде нитрозодиметиламин и тетраметил-2-тетразен, которые являются продуктами распада гептила, и могли появиться в воде исключительно в результате деятельности человека.
Собственно, водоросли всё равно, вероятнее всего, сыграли свою роль, так как оба продукта распада гептила могли спровоцировать их повышенную токсичную реакцию. Но главным является тот факт, что, скорее всего, именно с ракетного топлива всё и началось. Кстати, и специалисты Greenpeace, и учёные РАН проводили общие химические анализы на содержание тяжёлых металлов, биогенов и даже тесты на содержание гептила в пробах воды, но не искали следы продуктов его распада.
Что могло произойти?
Продукты распада ракетного топлива могли попасть в океан с одного из находящихся в районе полигонов через подземные воды. Официально же, «после визуального осмотра», ни на Радыгинском, ни на Козельском полигонах никаких нарушений или повреждений выявлено не было.
В СК и РАН продолжают придерживаться версии о том, что основной причиной катастрофы стало цветение токсичных водорослей. Теперь же необходимо проверить, не стал ли выброс продуктов распада гептила катализатором этого процесса. Специалисты из МГУ отправятся на Камчатку для полноценного расследования. Так или иначе, скорее всего, не обошлось без халатного отношения человека к природе и кто-то должен понести ответственность.
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.