С моменты высылки Льва Давидовича Троцкого из СССР в январе 1928 года и до его смерти в 1940-м он успел переменить множество мест. Сегодня мы вспоминаем вынужденное путешествие «демона революции»: от Алма-Аты до Мексики.
Высылка Троцкого
Ночью в квартиру к Троцкому пришли ГПУ-шники. Приказали быстро собрать вещи — через два часа поезд отходит от вокзала. Он пытался дозвониться до Менжинского, потом — до Ягоды, но безуспешно. Тащить до вокзала Троцкого пришлось силой.
В подмосковном пункте Фаустово — пересадка. Ждут поезда на Ташкент. Уже в Алма-Ате ссыльного политика с семьей селят сначала в гостиницу, где они вынуждены питаться «ресторанной пищей, гибельной для здоровья».
По словам местного начальства, все квартиры заняты, а потому приходится писать письма в Москву о предоставлении жилья. Спустя три недели Троцкого переселяют в разрушенную квартирку недалеко от ГПУ. По словам Троцкого, «ужасно не хватает иностранных газет». Весной в Казахстане начинается сезон малярии, болеет он и жена, Наталья Ивановна. В то же время Троцкий продолжает вести переписку с товарищами, оставшимися в Москве, с видными научными деятелями обсуждает марксизм-ленинизм. В октябре 1928-го года от него требуют прекратить переписку с т. н. «оппозицией».
В январе 1929 года на Особом совещании при Коллегии ОГПУ решается вопрос о высылке Троцкого за пределы СССР. Причина — обвинения в контрреволюционной деятельности. Троцкий протестовал и заявил, что против его воли выслать не могут.
Советская власть вела переговоры с Германией о возможной пересылке Троцкого, однако там категорически отказали. Пришлось все-таки везти с Турцию.
В Стамбул прибыли на пароходе «Ильич». Сразу же по приезду Троцкий вручает офицеру полиции письмо на имя президента Турецкой Республики Кемаля, где отмечает, что приехал не по доброй воле, но вынужден перейти границу, «лишь подчиняясь насилию». Наконец, после 12-дневного путешествия, в феврале 1929 года Троцкий оказывается в Турции. Здесь ему предстоит провести целых четыре года. В качестве места пребывания определяют крошечный остров Принкипо (ныне — Бююкада), недалеко от Стамбула.
В эти годы Троцкий получает много корреспонденции — письма шлют со всего мира, особенно из Америки. В 1932 году становится известно, что его лишают-таки советского гражданства. Наконец, в июле 1933-го года ему и жене ставят французские визы. Они покидают Принкипо.
Во Франции корабль останавливается недалеко от Марселя, а на берег Троцкого с женой и сопровождающими доставляет лодка с перепуганным рыбаком.
Из дневника Троцкого следует, что жизнь во Франции немногим отличалась от «тюремного заключения». Льву Давидовичу и его жене практически не разрешались никакие встречи, все время они проводили запертыми в доме. Позволили только завести радио.
Преданная супруга, по его словам, никогда не жалуется и ни в чем его не винит, зато в каждом новом месте ссылки вьет гнездо, создает уют в совершенно непригодных для нормальной жизни условиях. Более всего беспокоит отсутствие вестей о детях, которые остались в СССР.
В мае Троцкий делает такую запись в дневнике: «Старость есть самая неожиданная из всех вещей, которые случаются с человеком».
В 1935-м году чета отправляется в Норвегию. Каждое новое государство, которое принимало на своей территории опального революционера, старалось как можно быстрее от него избавиться.
Ехать в Норвегию Троцкий не желал — «маленькая страна, в стороне от большой дороги, неизвестный язык… Но все же гораздо лучше, чем Мадагаскар». Было опасение, что французские власти направят его в одну из своих колоний. Из Москвы пришли известия, что сын Сережа сидит в тюрьме.
В июне 1935-го года Троцкий с женой приезжают в Норвегию, однако убежище им предоставляют не в Осло, а в деревне, в двух часах пути от столицы.
Пребывание в Норвегии было недолгим — уже спустя 4 месяца Троцкий с женой отплывает на танкере в Мексику — правительство этой страны предоставило революционеру убежище. В то же время, мексиканские власти поставили Троцкому условие — никоим образом не вмешиваться в политику. Писать статьи и публиковаться ему не запрещено.
Троцкий в Мексике
В Мексике до Троцкого доходит новость о смерти сына — Льва Седова. Это известие он принимает очень тяжело, признаваясь, что тот был не только сыном, «но и лучшим другом». В Мексике Троцкий останавливается у знаменитого художника Диего Риверы и его супруги Фриды Кало.
В Мексике на Троцкого было совершено два покушения. В первый раз банда из 20 человек ночью вывела из строя охрану и закидала дом зажигательными снарядами, однако сам Троцкий не пострадал — ранен был внук Сева.
Второе покушение, как известно, Троцкий не пережил. 21 августа 1940 года он скончался.