Найти тему
ТыжИсторик

Темные века: Рим перед своим первым падением

Автор: Hoomkeen.

В 403 году юный император Гонорий ответил на постоянные призывы горожан и сената и совершил торжественный въезд в Рим. К этому времени северная Италия была освобождена от готов, проникших в неё под предводительством Алариха. Несколько сражений устранили грозившую Риму опасность, и Гонорий смог наконец-то покинуть Равенну и отпраздновать десятилетие своего правления, своё шестилетнее консульство и победы, которыми он был обязан своему полководцу Стилихону.

Стилихон не отказался в тот раз прокатиться рядом с императором, подчеркивая своё значение.
Стилихон не отказался в тот раз прокатиться рядом с императором, подчеркивая своё значение.

Это было последнее зрелище императорского триумфа, которое видел Рим, и в те дни он представлял собой потрясающее зрелище, украшенный и цветущий как невеста, спешащая навстречу долгожданному освободителю. Гонорий, на колеснице со Стилихоном, медленно двигался через воздвигнутые в его честь триумфальные арки. Постоянно звучали торжественные крики толп, занявших все улицы Капитолия и Палатина, заполнивших даже крыши домов и дворцов. Римляне с изумлением рассматривали воинов, большей частью варваров с диковинными знаменами и украшениями. Милостивый император не дозволил, чтобы впереди его колесницы, как это обычно происходило, рабски шел пешком сенат. Также, вопреки обычаю, процессия направлялась не к Капитолию Зевса, а была встречена хоругвями и крестами Римского епископа Иннокентия.

Папа Иннокентий Первый, как говорят, был сын предыдущего папы Римского Анастасия Первого. В дальнейшем церковь старалась такого не допускать.
Папа Иннокентий Первый, как говорят, был сын предыдущего папы Римского Анастасия Первого. В дальнейшем церковь старалась такого не допускать.

Гонорий поселился во дворце цезарей на Палатине, который к тому моменту пустовал почти сто лет, и пестрые толпы придворного штата вновь наполнили здание жизнью. Хотя, конечно, за эти сто лет многие из украшений дворца переправили в Византию.

-3

Что же увидел девятнадцатилетний император за год своего пребывания в главном городе мира? В Большом Цирке он посещал игры, устроенные для народа - ристалища на колесницах, охоту на животных, пиррические танцы с оружием. Но когда начался бой гладиаторов, на арене появился монах по имени Телемах, который бросился останавливать сражение, нарушающее первую христианскую заповедь. Гладиаторов то он, может быть и остановил, но не учел ярость зрителей, которые стали швырять в него камни и забили до смерти. Смерть святого Телемаха была не напрасной - этот день был последний в истории гладиаторских боев, так как император после инцидента запретил подобные развлечения и приказал включить убитого в число мучеников.

Местные жители требуют продолжения зрелищ и создают нового святого.
Местные жители требуют продолжения зрелищ и создают нового святого.

Гонорий видел невероятно богатую, утопавшую в роскоши аристократию, в своих роскошных мраморных дворцах среди льстецов, шутов, учителей непристойных искусств и игроков в кости. Театры с певицами и танцовщицами, посещение терм, загородные поездки на носилках с рабами и плебеями-тунеядцами, толпы евнухов, сопровождающих знатного господина куда бы он ни направился. Некоторые дворцы содержали внутри себя собственный гипподром, площадь, храм, фонтаны и термы, и были как город внутри города. Невероятные ренты с огромных владений в империи тратились в Риме на празднества и многодневные игры.

Оратор Симмах отпраздновал преторство своего сына потратив 2000 фунтов золота. Максим израсходовал невероятные 4000 фунтов золота устроив игры на неделю... Сумма сопоставимая с данью, которую город выплатит в будущем Алариху.
Оратор Симмах отпраздновал преторство своего сына потратив 2000 фунтов золота. Максим израсходовал невероятные 4000 фунтов золота устроив игры на неделю... Сумма сопоставимая с данью, которую город выплатит в будущем Алариху.

Гонорий видел также толпы плебса, которые помышляли только о вине, хлебе, игре в кости, публичных домах и зрелищах - так что Большой Цирк был для них и храмом и домом и курией, и дворцом всех надежд. Победа той или иной лошади на бегах была для них важнее гибели государства, толпы в исступлении наблюдала за очередным состязанием или иным зрелищем в цирке.

Не менее удручающим было состояние умов в мегаполисе - триумфально распространяющееся христианство стало, как говорится сейчас "мейнстримом" и в него уже массово переходили далекие от религиозного сознания люди. Многие люди, увлекшись новыми идеями толковали Священное Писание, из-за чего улицы площади и рынки оказывались местами религиозных диспутов.

...Обратитесь на любом рынке к меняле, и он попутно расскажет вам, чем Бог-Сын отличается от Бога-Отца. Если спросите булочника цену на хлеб, он заодно расскажет вам, чем Сын по природе своей меньше отца. Покупая вино, узнаете откуда исходит Святой Дух - от Бога-Отца или от Сына и Отца...
Первые христиане готовы были умереть за свои убеждения, с тех пор опасность отступила но накал страстей не угас
Первые христиане готовы были умереть за свои убеждения, с тех пор опасность отступила но накал страстей не угас

Долгие годы борясь с официальной системой, христианство, наконец, окончательно победило - и оказалось что власть и государственное устройство Империи не соответствуют её заповедям и идеалам. Преодолеть парадокс, когда христианство во власти государства должно было разрушить незыблемые основы, на котором стояло общество, казалось невозможным - и многие активные и деятельные люди отстранились от участия в государственной жизни, предпочтя уход в монашество. Презираемые многими соотечественниками, эти люди не связывали больше свою судьбу с общественной жизнью, целиком уходя в себя - на поиск спасения души.

Как только не чехвостили монахов неравнодушные жители! Монашество забирало у империи лучшие умы, которые вместо того, чтобы бороться за порядок в стране самоустранялись от всякой общественной жизни.
Как только не чехвостили монахов неравнодушные жители! Монашество забирало у империи лучшие умы, которые вместо того, чтобы бороться за порядок в стране самоустранялись от всякой общественной жизни.

Большинство же приняло религию как новый культ - и храмы старых богов опустели, а церкви наполнились пестрыми толпами истово молящихся о своём здоровье, финансовом благополучии и с готовностью засыпающих изображения святых свечами, ладаном и подношениями. Процессии направляющихся на молебен патрициев в паланкинах сопровождал кастрат-глашатай, который озвучивал визит влиятельного гражданина, после чего тот покидал рабов, чтобы лично осыпать милостью собравшихся в церкви нищих, о чем также громогласно объявляли окружающим. А в это время нарядно одетый и подстриженный по последней моде молодой священник, покинув свой дом, обходит свою паству - молодых женщин и почтенных матрон, с которыми он делится последними сплетнями и иногда, вдруг, взяв понравившийся ему предмет, стоит с ним, ожидая когда хозяева, наконец-то догадаются вручить ему его как подарок.

Добрый христианин со своими рабами.
Добрый христианин со своими рабами.

Надо ли говорить, что священники Рима заводили семьи, передавали титулы по наследству и быстро выстроили свою иерархию, по сути встраиваясь в государственную структуру. Усиливающаяся государственная поддержка церкви выразилась не только в золоте, но и в возможности применить власть - в 385 году был заживо сожжен Присциллиан - миланский священник, которого официально на государственном уровне судили и признали еретиком. В учении Присциллиана не было ничего безнравственного; напротив, он был сторонник аскетизма и вегетарианец . Эта казнь потрясла общественность - отныне враги верхушки церкви становились врагами государства.

Христиане долго терпели гонения только для того, чтобы тут же возглавить свои собственные.
Христиане долго терпели гонения только для того, чтобы тут же возглавить свои собственные.

Рим был богат и многолюден, но не смог удержать молодого императора - через год Гонорий навсегда покинул его и переехал в неприступную Равенну, откуда уже следил за вторжением варваров и беспорядками на окраине его империи.

-10

Очень хочется рассказать, что было после 405 года, но всему своё время! (читайте продолжение)

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Первые годы тёмных веков, часть первая
Первые годы темных веков, часть вторая
Начало тёмных веков: вторжение варваров (и про Африку)