Автор: Hoomkeen.
В 403 году юный император Гонорий ответил на постоянные призывы горожан и сената и совершил торжественный въезд в Рим. К этому времени северная Италия была освобождена от готов, проникших в неё под предводительством Алариха. Несколько сражений устранили грозившую Риму опасность, и Гонорий смог наконец-то покинуть Равенну и отпраздновать десятилетие своего правления, своё шестилетнее консульство и победы, которыми он был обязан своему полководцу Стилихону.
Это было последнее зрелище императорского триумфа, которое видел Рим, и в те дни он представлял собой потрясающее зрелище, украшенный и цветущий как невеста, спешащая навстречу долгожданному освободителю. Гонорий, на колеснице со Стилихоном, медленно двигался через воздвигнутые в его честь триумфальные арки. Постоянно звучали торжественные крики толп, занявших все улицы Капитолия и Палатина, заполнивших даже крыши домов и дворцов. Римляне с изумлением рассматривали воинов, большей частью варваров с диковинными знаменами и украшениями. Милостивый император не дозволил, чтобы впереди его колесницы, как это обычно происходило, рабски шел пешком сенат. Также, вопреки обычаю, процессия направлялась не к Капитолию Зевса, а была встречена хоругвями и крестами Римского епископа Иннокентия.
Гонорий поселился во дворце цезарей на Палатине, который к тому моменту пустовал почти сто лет, и пестрые толпы придворного штата вновь наполнили здание жизнью. Хотя, конечно, за эти сто лет многие из украшений дворца переправили в Византию.
Что же увидел девятнадцатилетний император за год своего пребывания в главном городе мира? В Большом Цирке он посещал игры, устроенные для народа - ристалища на колесницах, охоту на животных, пиррические танцы с оружием. Но когда начался бой гладиаторов, на арене появился монах по имени Телемах, который бросился останавливать сражение, нарушающее первую христианскую заповедь. Гладиаторов то он, может быть и остановил, но не учел ярость зрителей, которые стали швырять в него камни и забили до смерти. Смерть святого Телемаха была не напрасной - этот день был последний в истории гладиаторских боев, так как император после инцидента запретил подобные развлечения и приказал включить убитого в число мучеников.
Гонорий видел невероятно богатую, утопавшую в роскоши аристократию, в своих роскошных мраморных дворцах среди льстецов, шутов, учителей непристойных искусств и игроков в кости. Театры с певицами и танцовщицами, посещение терм, загородные поездки на носилках с рабами и плебеями-тунеядцами, толпы евнухов, сопровождающих знатного господина куда бы он ни направился. Некоторые дворцы содержали внутри себя собственный гипподром, площадь, храм, фонтаны и термы, и были как город внутри города. Невероятные ренты с огромных владений в империи тратились в Риме на празднества и многодневные игры.
Гонорий видел также толпы плебса, которые помышляли только о вине, хлебе, игре в кости, публичных домах и зрелищах - так что Большой Цирк был для них и храмом и домом и курией, и дворцом всех надежд. Победа той или иной лошади на бегах была для них важнее гибели государства, толпы в исступлении наблюдала за очередным состязанием или иным зрелищем в цирке.
Не менее удручающим было состояние умов в мегаполисе - триумфально распространяющееся христианство стало, как говорится сейчас "мейнстримом" и в него уже массово переходили далекие от религиозного сознания люди. Многие люди, увлекшись новыми идеями толковали Священное Писание, из-за чего улицы площади и рынки оказывались местами религиозных диспутов.
...Обратитесь на любом рынке к меняле, и он попутно расскажет вам, чем Бог-Сын отличается от Бога-Отца. Если спросите булочника цену на хлеб, он заодно расскажет вам, чем Сын по природе своей меньше отца. Покупая вино, узнаете откуда исходит Святой Дух - от Бога-Отца или от Сына и Отца...
Долгие годы борясь с официальной системой, христианство, наконец, окончательно победило - и оказалось что власть и государственное устройство Империи не соответствуют её заповедям и идеалам. Преодолеть парадокс, когда христианство во власти государства должно было разрушить незыблемые основы, на котором стояло общество, казалось невозможным - и многие активные и деятельные люди отстранились от участия в государственной жизни, предпочтя уход в монашество. Презираемые многими соотечественниками, эти люди не связывали больше свою судьбу с общественной жизнью, целиком уходя в себя - на поиск спасения души.
Большинство же приняло религию как новый культ - и храмы старых богов опустели, а церкви наполнились пестрыми толпами истово молящихся о своём здоровье, финансовом благополучии и с готовностью засыпающих изображения святых свечами, ладаном и подношениями. Процессии направляющихся на молебен патрициев в паланкинах сопровождал кастрат-глашатай, который озвучивал визит влиятельного гражданина, после чего тот покидал рабов, чтобы лично осыпать милостью собравшихся в церкви нищих, о чем также громогласно объявляли окружающим. А в это время нарядно одетый и подстриженный по последней моде молодой священник, покинув свой дом, обходит свою паству - молодых женщин и почтенных матрон, с которыми он делится последними сплетнями и иногда, вдруг, взяв понравившийся ему предмет, стоит с ним, ожидая когда хозяева, наконец-то догадаются вручить ему его как подарок.
Надо ли говорить, что священники Рима заводили семьи, передавали титулы по наследству и быстро выстроили свою иерархию, по сути встраиваясь в государственную структуру. Усиливающаяся государственная поддержка церкви выразилась не только в золоте, но и в возможности применить власть - в 385 году был заживо сожжен Присциллиан - миланский священник, которого официально на государственном уровне судили и признали еретиком. В учении Присциллиана не было ничего безнравственного; напротив, он был сторонник аскетизма и вегетарианец . Эта казнь потрясла общественность - отныне враги верхушки церкви становились врагами государства.
Рим был богат и многолюден, но не смог удержать молодого императора - через год Гонорий навсегда покинул его и переехал в неприступную Равенну, откуда уже следил за вторжением варваров и беспорядками на окраине его империи.
Очень хочется рассказать, что было после 405 года, но всему своё время! (читайте продолжение)
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Первые годы тёмных веков, часть первая
Первые годы темных веков, часть вторая
Начало тёмных веков: вторжение варваров (и про Африку)