Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Самая дорогостоящая заброшенная дорога СССР. Для чего она будет строиться заново?

Оглавление

В советское время осуществлялось множество проектов, масштабность которых с трудом воспринимается и сегодня.

Куда строили дорогу по замыслу Сталина?

После окончания войны стратегически важно для государства было развитие транспортной сети на Севере. Нужно было осваивать новые месторождения и иметь возможность защищать северные границы от бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

Проект магистрали от Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки
Проект магистрали от Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки

В Обской губе планировали строить порт и посёлок. Чтобы соединить их с существующей Печорской железной дорогой требовалось построить 500 км дополнительных путей. Строительство началось в 1947 году. Но через 2 года выяснилось, что порт по техническим причинам может быть построен только в Игарке.

Теперь вместо старых 500 нужно было построить 1500 км – из Чума через Салехард и Коротчаево до Игарки. На постоянной основе на работах было задействовано 40-45 тысяч человек, в максимальные периоды нагрузки – до 80-ти. Учитывая глушь северных районов, это было колоссальная масса народу!

На сооружении магистрали работало до 80 тыс. человек
На сооружении магистрали работало до 80 тыс. человек

И работали здесь не только заключённые, как пишут в современных либеральных источниках, а в большинстве своём вольнонаёмные. Заключённых брали только самых крепких, способных выдерживать нагрузки. И за участие в важнейшем проекте государства им сокращали тюремный срок.

Строителей обеспечивали горячим питанием, хорошей тёплой одеждой и обувью. Здесь даже был свой театр.

«Заслуга» Хрущёва

Строили из того, что сохранилось после войны. Использовали рельсы 30-х годов и даже дореволюционные. Насыпь практически вручную с трудом поднимали до 2-х метров. Но работа шла.

К 1953 году построили 911 км, из которых 700 было полностью готово к эксплуатации. После смерти Сталина пришедший к власти Хрущёв сосредоточился на развенчании всех проектов предшественника. Тогда Трансполярную магистраль впервые назвали «бессмысленной тратой денег и сил». Действительно, на неё было потрачено более 40 млрд. рублей, что представляло собой невероятную сумму для тех времён. Вывозить вагоны, паровозы, рельсы и технику было слишком дорого, поэтому её просто бросили среди лесов.

Ухмылка истории 60-х годов

История своеобразно пошутила над руководителями Союза. Через 2 года после отставки Хрущёва в Западной Сибири открыли огромное газовое месторождение. Оказалось, что проект «бессмысленной магистрали» проходил ровно там, где было необходимо для комфортного освоения новых сибирских богатств. К сожалению, запустить её уже не представлялось возможным.

А что же дальше?

Сегодня решено, что дорога будет строиться. Да, это обойдётся дорого и будет трудно. Но стыдно жаловаться на проблемы в XXI веке там, где люди практически вручную прокладывали дорогу по таёжным местам. Можно и сегодня называть Трансполярную магистраль «мёртвой дорогой в никуда». Но если быть честным, это был величайший проект, намного опередивший своё время. Проживи Сталин ещё несколько лет, у нас был бы сегодня экономически выгодный северный путь, который крайне нужен для развития приполярного региона.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал