Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Надежда Ламанова — кутюрье императорской семьи

Оглавление

Надежда Ламанова была не только законодательницей модных течений, но и кутюрье, который мог чутко уловить менявшиеся потребности женщины и изящно воплотить их в костюме. «Культура.РФ» вспоминает, как Ламанова стала гордостью и легендой отечественной моды.

Из дворянок в портнихи

НАДЕЖДА ЛАМАНОВА. ФОТОГРАФИЯ: WIKIPEDIA.ORG
НАДЕЖДА ЛАМАНОВА. ФОТОГРАФИЯ: WIKIPEDIA.ORG

Будущая легенда российской моды родилась в деревне под Нижним Новгородом, где находилось имение ее отца и его братьев. Окончив гимназию, Надежда Ламанова переехала в Москву и поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, где проучилась два года. После этого Ламанова стала «моделистом» в популярном ателье мадам Войткевич, где одевались известные московские красавицы той эпохи, в частности знаменитая актриса Мария Ермолова.

Проработав у Войткевич год, Ламанова решила открыть собственное дело. Как писали о начинающем модельере, у нее обнаружился «огромный вкус». Наряды сидели безупречно — Ламанова предпочитала работать, драпируя и подкалывая ткань прямо на теле, что, конечно, было утомительно для клиенток, но результат того стоил. Желающих заказать у нее платье становилось все больше, и если сначала мастериц в ателье Ламановой было одиннадцать, то через четыре года — уже тридцать восемь. У Ламановой одевались и обеспеченные дамы-буржуа, и представительницы купеческого сословия, а вскоре фантазия модельера и безупречное качество ее нарядов привлекли богему и аристократок.

Хозяйка самого знаменитого ателье Москвы

Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Надежды Ламановой. Петербург, мастерская Альбера Бризака (второй лиф). Начало XX в. Фотография: colors.life
Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Надежды Ламановой. Петербург, мастерская Альбера Бризака (второй лиф). Начало XX в. Фотография: colors.life

Друг Ламановой, издатель Георгий Леман-Абрикосов, вспоминал: «Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тысяч рублей в год, то есть, другими словами, по 1000 рублей в день!». Для сравнения: среднее месячное жалованье городского жителя составляло в тот период примерно 35 рублей.

Ателье, все увеличиваясь, постоянно переезжало, и, наконец, в 1908 году по проекту архитектора Никиты Лазарева специально для мастерской Ламановой построили здание на Тверском бульваре. Сейчас там, в доме №10, находится Информационное агентство России — ТАСС.

Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Надежды Ламановой. 2-я половина 1890-х. Фотография: foto-basa.com
Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Надежды Ламановой. 2-я половина 1890-х. Фотография: foto-basa.com

Известность Ламановой росла с каждым годом, круг клиентов ширился. И в 1898 году она получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны; а в 1904-м стала и поставщиком и самого двора Ее Императорского Величества. В коллекциях российских музеев, например в Государственном Эрмитаже, хранятся роскошные и одновременно элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой.

Наряды, которые придумывала Ламанова, были не только красивыми, но и удобными. Одной из первых в России она поддержала идею французского кутюрье Поля Пуаре — обходиться в женском костюме без корсета, и работала в этом направлении со второй половины 1900-х. Позднее сам Пуаре, прозванный «королем моды», вспоминал: «Мысленно проезжая по Москве, не могу не остановиться у дома мод мадам Ламановой, знаменитой портнихи тех прекрасных времен, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с теплым чувством. Она открыла мне всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока».