Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.33): ГОРЕ ОПУСТОШИТЕЛЮ

Оглавление

(Исаия 33)

Историческим фоном этой главы, по-видимому, было вторжение Сеннахирима в Иудею в 701 г. до н.э. Подробности вероломства царя Ассирии приведены в 4 Цар. 18; 19 и Ис. 36; 37. Несмотря на то, что дань была выплачена, Сеннахирим разрушил многие города Иудеи. У него было твёрдое намерение разрушить Иерусалим. Езекия уповал на Бога и молился о спасении, которое было даровано.

ОПУСТОШИТЕЛЬ БУДЕТ ОПУСТОШЁН (33:1–6)

«Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошён и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. Господи! Помилуй нас. На Тебя уповаем мы, будь нашей мышцей с раннего утра и спасением нашим во время бедствий. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдой. И настанут безопасные времена твои — изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим» (33:1-6).

Слова «опустошитель» и «грабитель» относятся к ассирийскому царю, который, получив дань от царя Езекии (4 Цар. 18:14–16), всё равно двинулся на Иерусалим, чтобы разрушить его.

«Господи! Помилуй нас» (ст. 2) было молитвой пророка за народ и город. «На Тебя уповаем мы», — говорит он. Ранее Исаия сказал: «Мы уповали на Тебя: к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша» (26:8). Это — выражение уверенного упования. В 25:9 он воскликнул: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь, на Него уповали мы. Возрадуемся и возвеселимся в спасении Его!» Здесь он добавляет: «Будь нашей мышцей с раннего утра». Слово, переведённое как «мышца», буквально означает «рука». Исаия часто использует этот образ как символ божественной силы. Гусеницы и саранча были уничтожителями урожаев и деревьев, точно так же как ассирийцы были уничтожителями народов. Пророк шёл вперёд с верой, что Господь поступит так, как, собственно, Он и поступил, умертвив ассирийских завоевателей (ст. 3, 4). Библейский принцип гласит: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7, 8).

«Высок Господь», — заявляет Исаия (ст. 5). Слово «высок» на языке оригинала стоит первым для заострения внимания. «Он наполнит Сион судом и правдой». Бог, действуя в интересах Своего народа, показал Себя справедливым и праведным. Он ожидал, что они откликнутся, возродив эти духовные реалии в Иерусалиме.

Исаия продолжает: «И настанут безопасные времена твои — изобилие спасения, мудрости и ведения» (ст. 6). Слово, переведённое «безопасные» (эмунах), образовано от того же корня, что и слово «вера», и означает «постоянство» или «надёжность». Он заключает: «Страх Господень будет сокровищем твоим». Бояться Господа — значит относиться к Нему с должным уважением и почтением. Наличие должного отношения к Богу является начальным принципом самоотверженной жизни. Характерные свойства, упомянутые в ст. 6, в конечном счёте нужно искать лишь в Господе.

СУД НАД НАРОДАМИ (33:7–12)

«Вот, сильные их кричат на улицах, послы мира горько плачут. Опустели дороги, не стало путешествующих: он нарушил договор, разрушил города, ни во что ставит людей. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжён, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. "Ныне Я восстану, — говорит Господь, — ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном — разродитесь соломою; дыхание ваше — огонь, который пожрёт вас. И будут народы как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне"» (33:7-12).

Стихи 7–9 описывают отчаянное и ужасное положение народа на земле Иудеи во время вторжения Сеннахирима в 701 г. до н.э. «Послы мира» были обмануты. Они осознавали свой провал и потому горько плакали. Соответствующее описание даётся царю Ассирии: «Он нарушил договор… ни во что ставит людей» (ст. 8).

В дополнение к описанию горя послов мира Исаия говорит: «Земля сетует, сохнет» (ст. 9). Сарон и Васан были двумя самыми плодородными областями в Иудее. Опустошение, произведённое там, имело серьёзные последствия для всего региона. Война всегда ужасна. Больше всего от неё страдают простые люди. Однако Господь сказал: «Ныне Я восстану,… поднимусь… вознесусь» (ст. 10). Слово «ныне» (аттах) — эмфатическая частица, указывающая на время, — употреблена перед каждым из трёх глаголов в трёх независимых предложениях. Это делает слова Господа особенно эмоциональными.

Судьба, которую ассирийцы уготовили покорённым народам, постигнет их самих за их беззакония (ст. 11, 12). Вне всякого сомнения, они пожали то, что посеяли!

ПРИЗНАНИЕ МОГУЩЕСТВА ГОСПОДА (33:13–16)

«"Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Моё". Устрашились грешники на Сионе. Трепет овладел нечестивыми: "Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?" Тот, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла, тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (33:13-16).

Находящиеся далеко и близко увидят в поражении Сеннахирима могучую руку Бога. Бог призвал Свой народ «познать [Его] могущество» (ст. 13).

«Грешники на Сионе» (ст. 14) чувствовали себя в безопасности и полагали, что не нуждаются в Господе. Они были уверены в своей собственной силе и замыслах. Они с презрением относились к словам Божьих пророков. «Нечестивые» (ханеф) были богохульными, неверующими людьми в Иерусалиме, презиравшими Бога и с пренебрежением относившимися к тому, что было свято (Ис. 9:13–17; 28:14–22). Теперь они «устрашились». Они вскричали: «Кто… может жить при огне пожирающем?»

Ответ даётся незамедлительно: «Тот, кто ходит в правде» (ст. 15). Слово «ходит», в оригинале причастие, употребляется для описания поведения того, кто всю жизнь живёт в праведности, никогда не отступая от неё. Праведная жизнь — это искренность в словах, неспособность «за деньги причинять боль ближнему» (ст. 15; Современный Перевод), отказ от взяток, неприятие мыслей об убийстве и уклонение от зла. Это напоминает нам Пс. 14 и 23:1–6.

В стихе 16 говорится о том, кто будет жить в безопасности и иметь Божьи благословения. Хотя слово «скала» не написано с прописной буквы, оно, несомненно, напоминало народу о том, что нужно «уповать на Господа» как на «твердыню вечную» (26:4).

ЦАРЬ В СВОЕЙ КРАСОТЕ (33:17–24)

«Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдалённую; сердце твоё будет только вспоминать об ужасах: "Где делавший перепись? Где взвешивавший дань? Где осматривавший башни?" Не увидишь более народа свирепого, народа с глухой, невнятной речью, с языком странным, непонятным. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших. Глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию: столбы её никогда не исторгнутся, и ни одна верёвка её не порвётся. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдёт ни одно вёсельное судно и не пройдёт большой корабль. Ибо Господь — Судия наш, Господь — Законодатель наш, Господь — Царь наш; Он спасёт нас. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабёж. И ни один из жителей не скажет: "Я болен". Народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (33:17-24).

Признавшие Господа затем готовятся к славным событиям, описанным в этом отрывке: «Глаза твои увидят Царя в красоте Его» (ст. 17). Этот «Царь» — либо Бог, либо Мессия. Последующие стихи говорят об идеализированном или духовном царстве, а не об Иерусалиме во время правления Езекии. Джон Н. Освальт сказал: «Пророк использует рассказ о грядущем спасении от Сеннахирима, чтобы поведать о дне, когда придёт истинное и окончательное спасение».

«Ужас», который они испытали, больше не будет преобладать (ст. 18). Они не будут бояться «народа свирепого», чей язык они не понимали. Беря своё начало в контексте спасения от ассирийцев, заявление Исаии указывало на «гору Сион и град Бога живого, небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Он говорил о «царстве непоколебимом» (Евр. 12:28).

«Там у нас великий Господь будет», — говорит он (ст. 21). Он описывает великую речную крепость, где нет кораблей грабителей, и называет Бога «Судиёй нашим», «Законодателем нашим» и «Царём нашим» (ст. 22). Эти три наименования, присвоенные Ему, выражают избавление и безопасность. В стихе 23 подразумевается неожиданная победа.

Исаия завершает рассказ об этом прекрасном видении духовной надежды, говоря: «Народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (ст. 24). Великий Врачеватель принесёт исцеление и прощение (Мк. 2:17).

ЖИЗНЬ В ОГНЕ

Исаия сказал, что приближалось большое бедствие. Возможно, он возвестил об этом, когда описывал гибель Ассирии. После того как случится это бедствие, многие признают всемогущую силу Бога. Исаия сказал: «Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Моё» (ст. 13). Это время будет таким суровым, таким ужасным, что грешники устрашатся и великий трепет овладеет ими (ст. 14). Когда их постигнет бедствие, они в отчаянии воскликнут: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?» (ст. 14).

Для всех представителей рода человеческого Бог может быть либо сострадательным Отцом, либо огнём пожирающим. Каждый человек должен решить, чем для него будет Бог. Оттого что ассирийцы отвергли Его волю, Бог должен был стать для них огнём пожирающим. Они вскричат: «Кто может пережить этот огонь?»

Исаия, излагая слова Бога, дал на этот вопрос незамедлительный ответ. Он сказал: «Тот, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» (ст. 15).

Перечень, который он сделал, сходен с тем, что перечислено в Пс. 14 и 23. По своему предназначению эти перечни не исчерпывающие, но они поучительны. Они указывают путь к образу жизни, который Яхве одобряет, благословляет и защищает. Исаия сказал, что те, кто так живёт, будут «обитать на высотах», их убежищем будут «неприступные скалы» и у них в изобилии будет пищи для еды и воды для питья (ст. 16). Другими словами, Бог намеревался защищать таких людей и не допустить, чтобы бедствие причинило им вред. Они будут защищены от всякого зла.

Посмотрите внимательно на перечень. Задайте себе вопрос: «Будь я там, спасся бы я от огня?» Какими характерными чертами обладают угодные Богу?

«Тот, кто ходит в правде». Бог хочет, чтобы человек жил честной жизнью перед своим Богом и своими братьями. Его жизнь должна быть переплетена с праведностью Бога. Он живёт праведно по одной причине: он праведный человек.

Тот, кто «говорит истину». Его слово имеет значение. Ему доверяют и считают человеком, на которого можно положиться. Когда он разговаривает, то говорит прямо от своего праведного сердца. То, что в его сердце, проявляется в его словах.

Тот, «кто презирает корысть от притеснения». Его честное сердце отражают его ежедневные поступки. Он не опустится до нечестного получения денег. В Новом Завете Павел даёт сходное указание: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).

Тот, кто «удерживает руки свои от взяток». Когда кто-то суёт ему в руку взятку, он отбрасывает её назад, словно она — горящий уголь. Он отказывается от неё — какой бы заманчивой она ни была. Он решил идти путём правды, и ничто не уведёт его стопы с него.

Тот, кто «затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии». Он не будет слушать тех, кто замышляет зло, особенно тех, кто задумал чью-то погибель. Он отказывается слушать и отчитывает того, кто пришёл к нему с этим грязным предложением.

Тот, кто «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла». Он охраняет свои глаза, эти окна в его сердце, чтобы не посмотреть и не пожелать того, что неправедно. Он знает, что если будешь смотреть на зло, то можешь начать задумываться о нём.

Этими шестью характерными чертами охватывается весь человек — его ноги, его глаза, его руки, его язык, его уши и его сердце. Чтобы жить праведно, необходим весь человек. Бог начинает с сердца и действует изнутри наружу. Сердце наполняется благочестием, и тогда оно выходит через язык и губы, руки, уши и ноги.

Этот человек — Божий человек, и Бог будет нести за него ответственность. Во времена опасности Он спрячет его на высотах, на неприступной скале, и в изобилии даст ему хлеба и воды.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы