Найти тему
Настольные миры

Первые советские деньги - совзнаки, ТРЕДы и червонцы

Часть 2. Первые советские деньги. Разруха, голод, крестьянские восстания и эксперименты с экономикой. Начало НЭПа. Смерть Ленина
Из цикла "Бескорыстная любовь к деньгам: бонистика"

Политика есть концентрированное выражение экономики.
В.И. Ленин

Первые действительно "советские" деньги с актуальной символикой появились в 1919 году в результате декрета СНК от 04.02.1919 года "О выпуске денежных знаков 1 - , 2 - , 3 - рублевого достоинства упрощенного типа". До этого параллельно ходили всякие керенки, думки и пятаковки (как, впрочем, и после, до 1922 года). Об этом было в первой части. И дело было совсем не невозможности разработки и печати новых денег. Просто победившие романтики коммунизма планировали отказаться от денег совсем. Во второй программе РКП(б), принятой VIII съездом партии, было четко сказано, что коммунисты будут стремиться к быстрейшему "проведению самых радикальных мер, подготавливающих уничтожение денег". Для этого была придумана абстрактная единица измерения "тред" - трудовая единица, чуть позже - трудодень. К счастью для этого поста, от денег все же не удалось отказаться. Вообще не представляю как бы я сюда сканировал трудодень.

Положение дел в экономике и быту хорошо видно на примере рынка того времени:

...тогда он видел жавшихся на тротуаре худых, прилично одетых старух и стариков, стоявших немой укоризною мимоидущим, и безмолвно предлагавших на продажу что-нибудь такое, чего никто не брал и что никому не было нужно: искусственные цветы, круглые спиртовые кипятильники для кофе со стеклянной крышкой и свистком, вечерние туалеты из черного газа, мундиры упраздненных ведомств.
Публика попроще торговала вещами более насущными: колючими, быстро черствевшими горбушками черного пайкового хлеба, грязными, подмокшими огрызками сахара и перерезанными пополам через всю обертку пакетиками махорки в пол-осьмушки.
Б.Л. Пастенак "Доктор Живаго"

Промышленность дышала на ладан, поэтому было невозможно организовать адекватный товарный обмен между городом и деревней. Для получения необходимого продовольствия, используя продразверстку, власть приобретала товары и сырье за дешевеющие с каждым днем денежные знаки. За один 1920 год было напечатано денег в пять раз больше, чем за три предыдущие года. Результатом стало повышение цен на "вольном рынке" от 10 до 200 тысяч раз. Разумеется, в такой обстановке сельское население предпочитало натуральный обмен. Кроме того, набирало силу недовольство крестьянства, вылившееся в итоге в волну крестьянских восстаний по своему охвату сопоставимая с войной.

Власть большевиков зашаталась, пришло время пересмотреть свои взгляды на экономику. Придумали Новую Экономическую Политику. По-хорошему, её следовало назвать СТАРОЙ.

На X съезде РКП(б) в марте 1921 принято решение о замене продразверстки натуральным налогом и легализации товарообмена в местном хозяйственном обороте. Таким образом, было положено начало новой экономической политике. В замен упраздненного в 1920 году Народного банка был образован Государственный банк. Для снижения темпов инфляции и оздоровления экономики, было предложено девальвировать бумажные знаки и ввести параллельную валюту, обеспечивающую обмен на золото. Этим планам не суждено было было сбыться сразу.

В 1921-1922 года начался голод, ставший закономерным следствием бездумных экспериментов с экономикой. Большую часть золотого запаса пришлось потратить на продовольствие, закупаемое за границей.

Продолжала цвести буйным цветом спекуляция. Например, цена фунта хлеба от Пензы до Москвы вырастала почти в 5 раз. Нельзя сказать, что спекулянты были принципиальными негодяями - они тоже пытались выжить в условиях голода. Такой стихийный "рынок" помогал выживать и покупателям, ведь пайки в тех условиях доходили далеко не до каждого рта - разворовывались и присваивались по всему длинному пути до потребителя. Население, еще в годы Гражданской войны привыкшее к выживанию, сейчас часто питалось такими суррогатами, как, скажем, хлеб из торфа или смесями из плохой обойной муки с лебедой, корнями и молотыми костями. Вообще хлеб в то время стал занимать в рационе центральное место, и к нему выработалось почти священное отношение. И коммуны для людей были не какой-то блажью романтиков коммунизма, как представляется сейчас, а едва ли не единственным способом не умереть.

-4

С декабря 1921 по май 1922 года в обращение по номиналу было выпущено денег почти в 30 раз больше, чем за предыдущее полугодие. Цены за этот же период выросли в среднем в 50 раз.

... Этот день я помню отлично — солнечный, с весенним то набегающим, то проходящим дождём, — день, когда на Кудринской площади я встретил худенькую старушку в зелёном бархатном пальто-салопе. Она несла полный кошель всякой всячины — картошки, щавеля, луку, а в другой руке — большой зонтик. Видно было, что кошель тяжёл для неё, но она шла с бодрым, озабоченным видом и всё считала шёпотом, я слышал: «Грибы, полфунта — пятьсот рублей; синька — полтораста; свёкла — полтораста; молоко, кружка — полтораста; поминанье — семьсот шестьдесят рублей; яйца, три штуки, — триста рублей; исповедь — пятьсот рублей». Тогда были такие деньги...
В. Каверин "Два капитана"

Тем временем теоретики социализма оправдывали гиперинфляцию тем, что она осуществляется во благо государства, так как направлена не против трудящихся, а против эксплуататоров. У эксплуататоров в накоплениях обесцениваются деньги большевиков, что подрывает экономическую мощь классового врага.

Вследствие обесценивания рубля, цены в хозяйственном обороте стали считаться в миллионах, и даже миллиардах рублей. Для того, чтобы как-то упорядочить и стандартизировать многоликий и "многонулевый" денежный обмен, было осуществлено две деноминации - 1921 и 1922 годов. После первой деноминации стало ясно, что своих целей она не достигла полностью, т.к. она по сути означала просто отбрасывание 4 нулей. В обиходе новые 100 рублей по-прежнему называли "лимоном" (да-да, это не изобретение лихих 90-х). Пришлось провести вторую деноминацию, после которой на дензнаках 1923 года стали писать
"1 рубль 1923 г. равен ОДНОМУ МИЛЛИОНУ РУБЛЕЙ дензнаками, изъятыми из обращения или СТА РУБЛЯМ дензнаками 1922 г."

Несмотря на две деноминации, совзнак продолжал оставаться неустойчивой валютой. И тогда вспомнили о предложении введения параллельной валюты, обеспеченной золотом. Для новых денег предлагались такие варианты как "целковый", "червонец" и "федерал". Остановились на червонце - так называлась русская золотая монета, чеканившаяся в XVII-XVIII веках.

На самом деле, присутствие в "Мастере и Маргарите" червонцев образца 1922 года крайне маловероятно. Дело в том, что исследователи вывели "средний" год времени действия романа, 1934. Точный год установить нельзя из-за ряда противоречий (см. здесь). Чуть раньше или чуть позже - не суть, но факт в том, что к этому времени червонцы этого образца уже были выведены из обращения. Червонец Воланда найдете в третьей части.

Червонцы быстро оттеснили совзнаки как основную валюту. Вся торговля была ориентирована на дни получки - рабочие и служащие, получив жалование, стремились сразу же обменять совзнаки на товары или червонцы. Курс червонца к совзнаку увеличивался непредсказуемо, часто меняясь даже в течение одного дня. Если при введении червонца в конце 1922 года, Госбанк оценил его в 11400 рублей дензнаками 1922 года, то в феврале 1924 его меняли на 140 тысяч рублей совзаками. К концу марта эта сумма выросла до 500 тысяч.

21 января 1924 года умер В.И. Ленин. К власти уже официально пришел И.В Сталин.

С 10 марта по 10 мая 1924 совзнаки выкупили у населения по курсу 1 червонец к 500000 рублям. На этом история совзнаков завершилась.

К 1924 году, вместе с уходом совзнаков и Ленина, начала налаживаться нормальная жизнь людей и становление экономики. Заработала НЭП, как было задумано. Об этом в следующей части.

Первая часть здесь (Рубеж веков, конец XIX - начало XX)
Третья часть здесь (Деньги НЭПа, Остапа Бендера и Мастера с Маргаритой)

СССР
2461 интересуется