Если с течением времени вселенная расширяется, значит, в прошлом она была меньше. Получается, что, если открутить время назад, все пространство сжалось бы в одну точку. Не с этого ли началась Вселенная?
Преподобный Ричард Бентли, служивший в XVII веке священником в английском Вустере, поставил перед Исааком Ньютоном вопрос, касающийся его новомодной теории о том, что все во Вселенной притягивается друг к другу. Бентли серьезно озадачил Ньютона, спросив, почему, если Вселенная конечна и статична, гравитация не стянет все объекты вместе в одну точку? Ньютон ответил, что Вселенная бесконечна и потому стабильна.
Она динамична, а не статична
Однако спустя 250 лет Альберт Эйнштейн обнаружил, что не может получить из своих уравнений статическую вселенную, будь она конечной или бесконечной. Его последователи, включая другого священника, бельгийского аббата Жоржа Леметра, который также был и крупным физиком, поняли, что Вселенная может быть только динамичной — расширяющейся или сжимающейся. Вариант сжатия казался маловероятным — такая Вселенная наверняка бы уже давно сколлапсировала. Открытие Хабблом расширения Вселенной в 1929 году навело Леметра на мысль о том, что Вселенная началась с колоссального взрыва. Опираясь в равной мере на интуицию и на теорию, Леметр предположил, что первичный атом раздробился на все остальные атомы, составляющие наблюдаемую Вселенную, которые в далеком прошлом разлетелись во все стороны из одной точки и с тех пор продолжают свое движение.
У идеи сразу появились сторонники и противники. Один из последних дал ей современное имя. Знаменитый астроном Фред Хойл пренебрежительно называл ее «биг бэнг» (то есть «большой взрыв»), предлагая в качестве альтернативы собственную теорию, в которой предполагалось, что в непрерывно расширяющейся Вселенной постоянно рождается новая материя.
В 1948 году вышла статья Альфера, Бете и Гамова (авторы особо веселились относительно переклички их имен с греческим алфавитом), в которой говорилось, что развитие Вселенной состоит в постепенном ядерном синтезе сложных и тяжелых элементов из первичных частиц. Этот процесс идет параллельно с охлаждением: от горячего и плотного прошлого к холодному и рассеянному будущему. Но где найти подтверждения бурному прошлому Вселенной? Помочь в этом могло лишь время, а также совершенствование телескопов.