Мы уже писали статью о самых высоких балеринах России, и там имя этой танцовщицы, конечно же, фигурировало. Но хочется поподробней рассказать о ней, тем более, что ее имя и биография вряд ли близко известны широкой публике, далекой от балета либо интересующейся им лишь эпизодически.
Знакомьтесь: Александра Иосифиди, солистка Мариинского театра, заслуженная артистка России, и просто красивая и статная женщина. Предположительно, самая высокая балерина нашей страны. Ее рост составляет 182 см.
Александра родилась в Ленинграде в 1977 году. Предки Александры по линии отца - понтийские греки из Крыма, отсюда и фамилия. Когда-то Сталин сослал этих греков с полуострова в Узбекистан, и именно там родился ее отец, Александр Иосифиди. В будущем - геофизик, изучающий магнитное поле земли. А учиться он приехал из Азии в Ленинград (Госуниверситет), где и встретил маму Александры, Ираиду Степанову.
Она была спортсменкой, специализировавшейся на легкоатлетическом семиборье (для тех, кто не знает: семиборье - вид легкой атлетики, соревнования, проходящие в 2 дня, за которые спортсменка успевает пробежать 100 метров с барьерами, толкнуть ядро, прыгнуть в длину, высоту, пробежать 200 метров, метнуть копье, и на закуску, изнурительные 800 метров). Она была членом сборной СССР по легкой атлетике, всегда возила дочь с собой на сборы, тренировки, занималась с ней бегом, растяжкой. Мама видела в дочери спортсменку - прыгунью в высоту. Однажды, во время такой тренировки, какая-то женщина наблюдала за девочкой, а потом громко спросила, чей это ребёнок. Мама подбежала – она думала, что я что-то натворила. Ей сказали, что у дочери есть балетные данные: хорошая выворотность. Как говорит Александра, она свободно стояла по первой позиции, и ходила выворотно, "как Чарли Чаплин".
Сначала Александра занималась в ансамбле "Калинка". Дело все в том, что мама Александры также любила и танцы, особенно восхищаясь ансамблем Игоря Моисеева. Поэтому, во-первых, она была не против и занятий танцами, а во-вторых, отдала дочь именно в ансамбль народного танца.
Однажды ее родители услышали о наборе в Вагановское училище. Руководитель ансамбля предрекала неудачу при поступлении. Как объясняет Александра, она (руководитель) просто не хотела ее отпускать из коллектива.
Надо сказать, что прекрасные природные данные Александры обратили на себя внимание не только людей от танца. В 7 лет, во врем похода со школьным классом в бассейн, ее заметил тренер по плаванию, полагая, что у нее может быть большое будущее в этом виде спорта.
Когда Александра ездила на подготовительные курсы в Вагановское училище, однажды к ней в метро подошла незнакомая женщина и стала просить номер домашнего телефона, чтобы связаться с родителями и убедить их отдать ее в художественную гимнастику. Затем эта женщина звонила еще неоднократно и настойчиво. Она убеждала маму Александры, что та будет чемпионкой.
Тем не менее, в 11 лет Александра поступает в знаменитое петербургское училище. Пройти отборочные туры ей удалось довольно легко: члены комиссии отмечали данные девочки. Как позднее вспоминала балерина, в первом туре смотрели по 6 человек, и из 6 выбрали именно ее со словами "Видите, какие девочки нам нужны? Как она! А вы нам не подходите".
Но уже во время учебы ей не пророчили ничего хорошего из-за сутулой спины и высокого роста, которые могли препятствовать дальнейшему обучению. Александра также признается, что немного стеснялась своего роста, но потом привыкла к нему.
Во время учебы, по словам балерины, ее маму постоянно вызывали в училище, предупреждая, что она не доучится, несмотря на свои данные. Причина проста: рост, с которым, не найти партнера, и с которым ни в один театр не возьмут. Но как признается танцовщица, попасть в театр ей отчасти помог тот факт, что художественным руководителем балетной труппы Мариинки на тот момент был Олег Виноградов, основатель моды на высоких танцовщиц в России.
Ей удалось окончить заведение, а ее выпуск (1995 год) стал одним из сильнейших за всю историю, запомнившись несколькими громкими именами. Чего стоит только Диана Вишнева, учившаяся в параллельном классе. Также вместе с ней выпускались Софья Гумерова, Илья Кузнецов, и т.д. Каждый из этого выпуска был принят в Мариинский театр.
Тем не менее, Александра часто танцует сольные партии в главных балетах (Мирта из «Жизели», Фея Сирени из «Спящей красавицы», Мерседес в «Дон Кихоте», и т.д.). А было даже и так, что вне Мариинского театра она танцевала партию Одиллии-Одетты в "Лебедином озере", исполнив свою мечту. Дело было в Эрмитажном театре Петербурга.
Одной из ее любимых партий является партия Заремы из балета "Бахчисарайский фонтан":
Надо сказать, что и партия Мирты является одной из коронных для Александры в Мариинском театре. Ее она подготовила еще будучи студенткой училища, танцевала ее в числе прочих партий на выпускном экзамене Академии, и выпускалась уже готовой повелительницей вилис. Можете оценить сами:
Кто-то может задаться вопросом: а ведь в "Лебедином озере" есть момент, когда надо крутить 32 фуэте. Как балерина с таким ростом справится с таким трюком?
Ну, во-первых, не все и не всегда крутят в ЛО 32 фуэте. Не любили их делать в данном балете Ольга Преображенская, Майя Плисецкая и Галина Уланова, заменяя на другие элементы. Но это так, отступление. А во-вторых, если у кого-то есть сомнения, что 182-сантиметровая балерина может четко крутить 32 фуэте, то вот доказательство (начиная с 2:50):
Помимо карьеры, балерина реализовала себя и как мать: у Александры 2 дочери, одна из которых, Аделаида (старшая) пианистка, а вторая, Тамара, как ожидается, также станет балериной.
Александра по-прежнему в строю и танцует. Так, одно из ближайших мероприятий, где ее можно увидеть, это гала-концерт звезд Мариинского и Михайловского театров, который состоится 12 ноября в ДК Ленсовета в Петребурге. В концерте, помимо нее, примут участие такие знаменитые танцовщики, как Фарух Рузиматов, премьер и прима Михайловского театра Марат Шемиунов и Ирина Перрен, премьер Мариинского тетара Игорь Колб, восходящая звезда театра, "Мисс Обаяние" Рената Шакирова, и другие (узнать больше о мероприятии можно здесь).
Сама Александра будет там танцевать знаменитый номер "Умирающий лебедь" Михаила Фокина на музыку Камиля Сен-Санса.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.