Найти в Дзене
Психолог из детсада

Зачем играю в детсаду с детьми в «Детский сад». В чем психотерапевтический эффект

– Открывается детский сад! Мамы и папы, кому нужно на работу, приводите деток в садик.

Так начинается наша игра в «Детский сад». Провожу ее обычно во второй половине дня, если заменяю воспитателя на группе. Обожают ее дети от средней до подготовительной группы. Готовы играть многократно.

В игре беру на себя роль воспитателя. Дети "приводят" в наш игрушечный садик таких кукол
В игре беру на себя роль воспитателя. Дети "приводят" в наш игрушечный садик таких кукол

Идею этой игры подсказала одна девочка много лет назад. Назовем ту девочку условно Лизой.

Она была молчаливой, зажатой. Ходила по группе тенью. Детский сад в своей жизни приняла как неизбежное зло, которое нужно как-то перетерпеть. При этом стойко не плакала, даже расставаясь утром с мамой.

С детьми Лиза практически не играла. Сама часто листала одни и те же книжки, складывала из мозаики одни и те же узоры. Это напоминало «успокоительный» ритуал.

Однажды Лиза пришла в сад с куклой. Но оживленной игры все равно не получилось. Обняв свою игрушку, девочка так же тенью ходила по группе.

Вот тогда-то я ей и предложила:

– Хочешь вместе поиграем в «Детский сад»? Ты будешь мама. Это твоя дочка. И ты приведешь ее ко мне в детский сад.

Лиза не столько радостно, сколько покорно согласилась. Мол, вам, воспитательница, виднее, что делать. И отдает мне молча куклу.

Вот тут нужно было не зевать, втянуть девочку в игровую ситуацию, что называется по полной:

– Здравствуйте, вы будете водить свою девочку в наш детский садик? В эту группу? А что-то она у вас такая грустная?

Если первые два вопроса позволяли Лизе просто кивать, то на третий нужно было уже отвечать:

– Она не хотела идти в садик, –ответила «мама Лиза», по сути отразив свое состояние.

– Мама, а помогите нам, подскажите, почему ей не хочется?

– Есть Илюша-драчун, и многие дети сильно кричат. Она боится.

Дальше уже заботливо обращаюсь к кукле, отзеркаливая услышанное:

– Вот почему у тебя грустное лицо: дети сильно кричат и Илюша дерётся. Это действительно не хорошо.

На этих словах лицо Лизы оживляется. Но я пока не предлагаю готового решения этой ситуации. Просто спрашиваю:

– Вечером вы будете забирать дочка или папа придет?

– Я.

– Хорошо. Идите спокойно на работу. Хорошего вам дня.

Лиза отошла в сторону, но сама внимательно наблюдает за мной и куклой. А я уже веду диалог с «воспитанницей», разговаривая за себя и за куклу.

– Если я вдруг не увижу, как тебя обидел Илюша, ты подойди ко мне и расскажи, что случилось. А сейчас покажу тебе самое тихое место в группе, где легко отдохнуть от шума.

Водила куклу в уголок уединения. Потом она «жаловалась» на обиды от Ильи. Мы решали эту ситуацию. Причем, наблюдающие за нами дети, «подкинули» нам куклу-Илью.

Затем было объявлено, что уже вечер и пора забирать детей домой.

«Мама» Лиза деловито осведомилась:

– Как она себя вела?

– Хорошо, – сказала я, и подробно перечислила, чем мы занимались.

– А она плакала сегодня?

– Нет, не плакала, – бодро рапортую я.

- Нет. Она плакала, – вдруг выдает девочка.

Это был важный момент. Нельзя отрицать эмоции, которые ребенок проецирует на куклу.

– Точно, я вспомнила, она же плакала сегодня. Но потом успокоилась. Мы очень хорошо поиграли с ней. Завтра вы приведёте свою доченьку в садик?

Лиза нерешительно кивнула.

Конечно, этот игровой сценарий, не прошел мимо внимания других детей. В игру стали включаться желающие.

Эта куколка похожа на Лизу. Те же светлые волосы и огромные голубые глаза
Эта куколка похожа на Лизу. Те же светлые волосы и огромные голубые глаза

Лизе уже приходилось водить свою «дочку» в потоке других. Всякий раз она объявляла, что кукла плакала сегодня, но сама девочка улыбалась все шире, вела себя все активнее.

Моя задача на этом этапе заключалась в том, чтобы втянуть девочку в игру с другими «мамами» и «папами».

Осведомляюсь у одного мальчика:

– Папа, вы сегодня сына на машине забираете? Сможете подвезти Лизу и ее дочку домой? А то на улице сильный дождь.

Или прошу:

– Мама Лиза, сможете передать маме Маше эту записку? Скажите, что здесь стихотворение. Его нужно выучить к празднику.

Не только Лиза, но и другие дети смогли проиграть свои эмоции в проекционной игре «Детский сад».

Психотерапевтический эффект виден сразу: дети оживлены, но нет перевозбуждения. У них преобладает радостное, приподнятое настроение. Пропадает безучастность, пассивность.

Игра, полезна робким, застенчивым детям. Тем кто плохо адаптируется к детскому саду, нерегулярно его посещает.

Агрессивные, растомроженные дети получают в этой игре возможность задествовать механизмы саморегуляции, поскольку берут на себя роль родителей.

Главное в этой игре взрослому проигрывать честно ситуацию, как есть. Говорить те же слова, что дети слышат ежедневно от воспитателя. Не предлагать готовых решений, а задавать больше вопросов. Отзеркаливать слова и эмоции так, как их преподносят дети.

Для Лизы игра в «детский сад» была одной из любимых вплоть до выпуска из детского сада. В старших группах она любила на себя брать роль воспитателя. Судя по ее диалогам с куклами, педагог бы из неё получился весьма чуткий.

Психолог из детсада еще об играх и игрушках:

Мама, дай мне в садик эту куклу. Дать или не дать
Как решать вопросы с личными игрушками в детсаду