– Открывается детский сад! Мамы и папы, кому нужно на работу, приводите деток в садик.
Так начинается наша игра в «Детский сад». Провожу ее обычно во второй половине дня, если заменяю воспитателя на группе. Обожают ее дети от средней до подготовительной группы. Готовы играть многократно.
Идею этой игры подсказала одна девочка много лет назад. Назовем ту девочку условно Лизой.
Она была молчаливой, зажатой. Ходила по группе тенью. Детский сад в своей жизни приняла как неизбежное зло, которое нужно как-то перетерпеть. При этом стойко не плакала, даже расставаясь утром с мамой.
С детьми Лиза практически не играла. Сама часто листала одни и те же книжки, складывала из мозаики одни и те же узоры. Это напоминало «успокоительный» ритуал.
Однажды Лиза пришла в сад с куклой. Но оживленной игры все равно не получилось. Обняв свою игрушку, девочка так же тенью ходила по группе.
Вот тогда-то я ей и предложила:
– Хочешь вместе поиграем в «Детский сад»? Ты будешь мама. Это твоя дочка. И ты приведешь ее ко мне в детский сад.
Лиза не столько радостно, сколько покорно согласилась. Мол, вам, воспитательница, виднее, что делать. И отдает мне молча куклу.
Вот тут нужно было не зевать, втянуть девочку в игровую ситуацию, что называется по полной:
– Здравствуйте, вы будете водить свою девочку в наш детский садик? В эту группу? А что-то она у вас такая грустная?
Если первые два вопроса позволяли Лизе просто кивать, то на третий нужно было уже отвечать:
– Она не хотела идти в садик, –ответила «мама Лиза», по сути отразив свое состояние.
– Мама, а помогите нам, подскажите, почему ей не хочется?
– Есть Илюша-драчун, и многие дети сильно кричат. Она боится.
Дальше уже заботливо обращаюсь к кукле, отзеркаливая услышанное:
– Вот почему у тебя грустное лицо: дети сильно кричат и Илюша дерётся. Это действительно не хорошо.
На этих словах лицо Лизы оживляется. Но я пока не предлагаю готового решения этой ситуации. Просто спрашиваю:
– Вечером вы будете забирать дочка или папа придет?
– Я.
– Хорошо. Идите спокойно на работу. Хорошего вам дня.
Лиза отошла в сторону, но сама внимательно наблюдает за мной и куклой. А я уже веду диалог с «воспитанницей», разговаривая за себя и за куклу.
– Если я вдруг не увижу, как тебя обидел Илюша, ты подойди ко мне и расскажи, что случилось. А сейчас покажу тебе самое тихое место в группе, где легко отдохнуть от шума.
Водила куклу в уголок уединения. Потом она «жаловалась» на обиды от Ильи. Мы решали эту ситуацию. Причем, наблюдающие за нами дети, «подкинули» нам куклу-Илью.
Затем было объявлено, что уже вечер и пора забирать детей домой.
«Мама» Лиза деловито осведомилась:
– Как она себя вела?
– Хорошо, – сказала я, и подробно перечислила, чем мы занимались.
– А она плакала сегодня?
– Нет, не плакала, – бодро рапортую я.
- Нет. Она плакала, – вдруг выдает девочка.
Это был важный момент. Нельзя отрицать эмоции, которые ребенок проецирует на куклу.
– Точно, я вспомнила, она же плакала сегодня. Но потом успокоилась. Мы очень хорошо поиграли с ней. Завтра вы приведёте свою доченьку в садик?
Лиза нерешительно кивнула.
Конечно, этот игровой сценарий, не прошел мимо внимания других детей. В игру стали включаться желающие.
Лизе уже приходилось водить свою «дочку» в потоке других. Всякий раз она объявляла, что кукла плакала сегодня, но сама девочка улыбалась все шире, вела себя все активнее.
Моя задача на этом этапе заключалась в том, чтобы втянуть девочку в игру с другими «мамами» и «папами».
Осведомляюсь у одного мальчика:
– Папа, вы сегодня сына на машине забираете? Сможете подвезти Лизу и ее дочку домой? А то на улице сильный дождь.
Или прошу:
– Мама Лиза, сможете передать маме Маше эту записку? Скажите, что здесь стихотворение. Его нужно выучить к празднику.
Не только Лиза, но и другие дети смогли проиграть свои эмоции в проекционной игре «Детский сад».
Психотерапевтический эффект виден сразу: дети оживлены, но нет перевозбуждения. У них преобладает радостное, приподнятое настроение. Пропадает безучастность, пассивность.
Игра, полезна робким, застенчивым детям. Тем кто плохо адаптируется к детскому саду, нерегулярно его посещает.
Агрессивные, растомроженные дети получают в этой игре возможность задествовать механизмы саморегуляции, поскольку берут на себя роль родителей.
Главное в этой игре взрослому проигрывать честно ситуацию, как есть. Говорить те же слова, что дети слышат ежедневно от воспитателя. Не предлагать готовых решений, а задавать больше вопросов. Отзеркаливать слова и эмоции так, как их преподносят дети.
Для Лизы игра в «детский сад» была одной из любимых вплоть до выпуска из детского сада. В старших группах она любила на себя брать роль воспитателя. Судя по ее диалогам с куклами, педагог бы из неё получился весьма чуткий.
Психолог из детсада еще об играх и игрушках:
Мама, дай мне в садик эту куклу. Дать или не дать
Как решать вопросы с личными игрушками в детсаду