Найти тему

Немного о классической музыке и ее восприятии. Часть 1.

Знакомы ли вам такие именитые композиторы как Монтеверди, Глюк, Моцарт, а может быть Лист, Шуман или Шуберт? Думаю, что некоторые точно. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том: почему классическая музыка находит отклик в душах, сердцах и мыслях не всех людей? На эту тему мы сегодня и попробуем порассуждать.

Можно до бесконечности говорить о том, что отсутствие живого интереса к этой сфере искусства, особенно у молодого поколения, вызвано такими аспектами современной жизни как недостаточное освещение данной тематики в школе, насаждение дурного вкуса посредством современных второсортных композиций и т.д. Но давайте разберемся для начала в непонимании классической музыки.

Как и в любом предмете искусства, в музыке важна история создания и понимание аспектов той или иной эпохи. Сейчас речь идет не о чтении сотни трудов по старинному стилю или венским классикам. А хотя бы приблизительное знание о вкусах и предпочтениях публики и композиторов предыдущих веков.

В качестве примера предлагаю рассмотреть эпоху венских классиков. Прекрасная Австрия на рубеже 17-18 веков стала сосредоточием культурного подъема и местом жизни прекрасных и великих композиторов. Возникали новые театры, полным ходом шло домашнее музицирование, людям была интересна развлекательная легкая музыка. На этой плодотворной почве корни свои пускает творчество Моцарта, Гайдна, Бетховена.

Для их музыки была характерна ясность форм. Что же нужно понимать под этой пространной терминологией? Да все очень просто: к 18-му веку в музыке сложились определенные формы и эти композиторы строго им следовали.

Была ли популярна инструментальная музыка? Определенно да. Она звучала на концертах музыкальных обществ и в богатых домах. Это прежде всего: симфония – развернутый цикл для оркестра, состоящий из разнохарактерных частей, концерт – сочинение для оркестра и чаще всего, солирующих инструментов, соната – жанр инструментальной музыки (в основном для различных инструментов соло), и т.д. Гайдн был создателем стиля венских классиков в этой сфере.

Для чего композиторы писали духовные сочинения? Это были заказы от священников или сильных мира сего для исполнения новой музыки. Некоторые князья, например Эстерхази, желали, чтобы на богослужениях в их церквях звучала каждый раз новая «модная» и актуальная музыка. Таким образом они показывали свою состоятельность и просвещенность. К духовным сочинениям относятся: мессы – длинные богослужебные циклы (чаще всего на латинском тексте), состоящие из частей (пример: Kyrie eleison – Господи, помилуй), вечерни – тоже длинные богослужебные циклы, которые поются в определенное время дня на службе; мотеты – короткие сочинения. В 18 веке эта музыка исполнялась только в храмах и сопровождалась оркестром с органом или только органом. Также могла исполняться только хором – это называется a cappella.

Всегда ли произведения нравились публике? Нет, не всегда. Примером может послужить Месса Бетховена, которая была написана на заказ того же князя Эстерхази и которая не пришлась по вкусу последнему.

Чем так примечательна эта эпоха? Окончательно складывается состав симфонического оркестра, что позволяет композиторам рассчитывать на силы определенных инструментов и показывать красоту их звучания. Отсюда и вытекает создание большого количества симфоний, квартетов и т.д.

Также многие забывают, что за всяким произведением искусства стоит в первую очередь человек – личность со своим характером, трудностями и переживаниями. К примеру Шуберт…

По письмам его друзей и родственников – будущий композитор был скромным, рассеянным, забывчивым, имел мягкий характер. Интересный факт: Шуберт боготворил Бетховена. Живя с ним в одном городе и даже на одной улице!!! Но ни разу не встретился с ним в силу своей застенчивости.
фото из интернета
фото из интернета