Найти в Дзене
Музейная Ведьма

ГУЛАГ Symphonia: кровавая партитура прошлого.

В этом году название театрального фестиваля «Межсезонье» приобрело ироничный оттенок: организаторы чудом успели провести мероприятия между первой и второй волной коронавируса. Впрочем, этой команде невозможно отказать в отваге: спектакли, заявленные в программе, поднимают весьма непростые темы. Глаз невольно цепляется за постановку Малого театра кукол – «ГУЛАГ Symphonia».

Эта история посвящена композитору Всеволоду Задерацкому, написавшему во время заключения в ГУЛАГЕ 24 прелюдии и фуги. Однако вместо документального пересказа биографии композитора зрителей ожидает тревожная картина, написанная интуитивно понятными образами, ироничными символами и, конечно, звуками, закрепившимися на многие поколения в коллективном бессознательном наших соотечественников.

Зрители рассаживаются напротив актеров прямо на сцене Дома Актёра им. К.С.Станиславского. Но между реальным и игровым миром проведен водораздел в виде кроваво-красного полотна. Эта своеобразная граница, отделяющая коммунистическое прошлое от неопределенного настоящего, будет то и дело возникать в сценографии.

Линиям и плоскостям отведена не последняя художественная и функциональная роль. Неоднократное использование проекций раскрывает призрачность и хрупкость информационного пространства: за скорлупой агит.пропаганды скрываются другие аббревиатуры и сокращения – пугающие наименования статей уголовного кодекса. Но и они рискуют превратиться в еще один миф спустя десятилетия вместе с утратой воспоминаний о жертвах репрессий, безликие тени которых лишь ненадолго появляются на стенах.

-2

Линии колючих проволок, петель, шнуров то запутываются в удушающий клубок, то распутываются в безысходную прямую жизненного пути, финал которого предрешен. Болезненное сновидение, создаваемое актерами на сцене, наполнено звуками – приметами, уликами исторического преступления: стук вагонов, дребезжащая металлическая посуда, визг телефонного звонка, удары в дверь, стук лесоповала, рвущиеся письма, топот сапог и все на свете шумы перкуссии, которые может издавать собранный в один конец чемодан. Кажется, что именно из этих тонких, эмоциональных, болезненных деталей сложатся музыка и судьба Всеволода Задерацкого.

-3

Постановка побуждает к рефлексии через политическую сатиру. На сцене присутствуют бутафорские головы Сталина, раскрашенные в цвета светофора. Актеры то и дело надевают их на себя, обыгрывая это в различных сценах. Превращенная в маску голова невольно заставляет задуматься над еще одним мифом, феноменом культа личности, ставшей темной стороной каждого из нас. Квинтэссенцией безумия становится эпизод трапезы многорукого Сталина, в котором вождь использует серп и молот для поедания людей. Невольно напрашиваются параллели с документальным спектаклем Кирилла Серебрянникова «Похороны Сталина», в котором режиссер также противопоставил вождю выдающегося композитора, Сергея Прокофьева. Нам лишь остается вновь и вновь задаваться вопросом о значении этих фигур для истории: «Что перевесит: тирания или гуманизм?».

-4

Герои спектакля ГУЛАГ-Symphonia – маленькие люди, куклы. Черные матрешки-неваляшки, НКВД-шники, готовые отдать честь вождю, как в прямом, так и в метафорическом смысле. Человечки-картонки, легко падающие в чемодан-гроб, развешиваемые на виселице, как ноты. И, конечно, безликие шарнирные марионетки, безымянные жертвы, каждой из которых может оказаться наш композитор.

-5

Удачно найденные образы рифмуются, повторяются рефреном, создавая кошмарный сон, из которого невозможно выбраться. Благодаря этому закономерная кульминация все же окажется неожиданность. В финале четвертая стена рухнет, граница между прошлым и настоящим сотрется, лучи фонаря ударят зрителей по глазам: «Имя. Фамилия. Город. Профессия. Статья».

ГУЛАГ-симфония продолжает звучать.