Древняя мудрость гласит: «Знает лишь тот, кто много земель объездил и видел, что на уме у каждого мужа». Именно в этих словах скрыт ключ к пониманию кочевника. Для них процесс движения – это и есть сама жизнь, ощущение уюта, а противоположное состояние обездвиженности и оседлости таит в себе никчемность и пустоту. Кочевье – это искусство передвижения, мастерства в котором достигли караванщики северных пустынь – ямальские оленеводы-кочевники.
Кочевники 21 века
Сегодня кочевой образ жизни воспринимается как пережиток прошлого, но на самом деле это не так – он не умирает, а лишь меняет свой облик, сохраняя культурный код этносов, привнося в него современные тенденции 21 века. Прежний образ кочевника с огромным стадом оленей, который оторван от мира цивилизации и не смыслит в технологиях, иллюзорен. Их стиль жизни постоянно обновляется, ровно в той же мере, что и другие сферы – в тундру уже давно пришла сотовая связь, спутниковые тарелки и электричество по средствам генераторов.
В России до наших дней сохранились три разных кочевых группы северных народов, и все они проживают в Арктике. Первая – на Кольском полуострове, вторая – на Чукотке и третья – на Ямале. У всех этих кочевых культур есть сходные элементы, но каждая уникальна по-своему. К примеру, на Кольском полуострове уже давно перешли к системе промышленного или «огородного» оленеводства – животные там выпасаются в специальных загонах, а кочевой стиль жизни полностью исключён. На Чукотке, которая во времена СССР владела полумиллионными стадами и была одним из лидеров по оленеводству, сегодня ощущается упадок. В тяжёлый для всех период 90-х годов в регионе случилось несколько оленьих моров, да и общий хаос только «посодействовал» разрушению кочевой культуры и сокращению поголовья. Ямал же является единственным регионом, говоря о котором можно с уверенностью заявить, что оленеводство здесь живёт – в округе практически полностью сохранена система сосуществования человека и оленьего стада. Именно про неё мы сегодня и расскажем.
Оленеводы Ямала
Обширные земли Ямала протянулись от Сибирских Увалов до берегов Карского моря на 700 километров. Именно этот путь, а это порядка 1500 километров, каждый год проходят северные кочевники. Такие дальние переходы обусловлены тем, что зимой стада необходимо «укрыть» от сильных ветров с моря в центральной части округа, а летом, когда все остальные территории оккупированы полчищами гнуса и оводов, олени вдоволь наслаждаются спокойствием близ Карского моря. Сам путь кочевника пролегает по тундре с юга на север и через хребет Ямала – водораздел между Обским бассейном и Карским морем. Осенью и весной в этом месте фиксируется самый высокий трафик, когда бесчисленные стада оленей движутся к своим летним или зимним пастбищам.
Еще в советское время Ямал заслужено делил с Чукоткой звание мирового лидера оленеводства – в 1990 году на территории округа насчитывалось поголовье в 490 тысяч голов, а сегодня их число увеличилось до 700 тысяч. Правда, такая высокая цифра вызывает опасения. Учёные говорят о перепроизводстве оленей, которые оказывают губительный эффект на тундру – оленьи стада выедают весь подножный корм и местность не успевает обновляться. Для территорий округа это чревато разрушением рельефа, а для животных – голодом.
Самой многочисленной оленеводческой группой в регионе считают кочевников проживающих в ярсалинской тундре Ямальского района – это действительно крупная группа северян, во владении которых насчитывается около 200 тысяч оленей. Их кочевое сообщество, в свою очередь, поделено на бригады, четко следующие своим маршрутам в любое время года. К примеру, когда весной начинается большой путь к Карскому морю на летние пастбища, каждая бригада «поднимается на каслание» по определённому маршруту – существует несколько путей или северов, как правильно называть их. Одни бригады уходят на левые севера – в сторону Карского берега, а другие – на правые севера, к Обской губе и в сёяхинсукю тундру. Интересен и факт смены нарт в период кочевья – это условная граница между зимним и летним перегоном стад. В определенном месте бригада полностью переоснащается. Этот процесс можно сравнить тем, как в автомобилисты переобувают свою машину.
Календарь кочевника
В оленеводческой бригаде может работать сразу несколько семей. У каждой из них свои олени, но для комфортного каслания они объединяют всех животных в одно большое стадо. В любой момент кто-то из бригады может собрать своих оленей и откочевать в другую тундру или стойбище. Однако, особенность северных порядков в том, что здесь исключены беспорядочные метания и необдуманные поступки – это и является гарантом успешного кочевья. Здесь никто никогда не бросает своих коллег и соседей на перепутье.
Важно понимать, что каслание – это синхронизированное движение оленьего стада и стойбища – места, где живут кочевники. На протяжении одного года оленеводческая бригада может совершить от 80 до 120 таких перекочёвок по тундре. Но после того как олень «выедает» весь корм, его перегоняют на новое пастбище и там же ставят чум. Время стоянки напрямую зависит от сезона – зимой она длится около месяца, а бывает и так, что стойбище находится на одном месте всю зиму. Этот период кочевники называют «отдыхом». Но с приходом «большого солнца» ритм жизни ускоряется – главной целью становится быстрый перегон стада к местам летнего выпаса, пока еще лёд на реках не растаял и они не вышли из берегов. Тогда стоянки сокращаются до 1-3 дней. В это время стадо набирает максимальную скорость – в сутки олени способны проходить до 20 километров. Когда кочевники достигают хребта Ямала – главного перевалочного пункта – они ускоряются до 80 километров. Поздней весной, в период массового отёла, скорость движения стада опять снижается – важенкам и молодым оленятам нужен отдых и возможность подготовиться к большому переходу на север полуострова. А летом животные спокойно выпасаются, набираясь сил перед долгой зимой. Это самое важное время для кочевников, когда основная забота заключается в том, чтобы олень наелся. Правда, за календарной системой времен года северяне не особо следят – для них важнее природный ритм. Они много внимания уделяют тому, как выглядит окружающий их мир. Опытный кочевник лишь взглянув на небо, может предсказать, какой будет погода и когда ждать первых заморозков.
Караваны ледяной пустыни
Когда стадо выело весь ягель на пастбище, бригада принимает решение каслать дальше. В процессе переезда на новое место все передвигаются на нартах – деревянных лёгких санях, которые собираются в цепочку нарт – кочевой аргиш. В него полностью укладывается весь скарб кочевников – чум, продукты и одежда. Чтобы примерно понимать размер одного такого аргиша оленеводческой бригады, стоит знать, что у каждого взрослого человека есть свой личный аргиш, в который входит 7-8 нарт, а вся семья может уместиться на 20-40 нартах. То есть, аргиш оленеводческой бригады, в которую обычно объединяются 2-3 семьи, состоит 150-200 нарт.
Сам переезд на новое место – кочевье, можно отдаленно сравнить с судоходством – люди маневрируют в «море оленей». Они не только идут по своему маршруту, но уделяют массу внимания безопасности – избегают встреч с чужими стадами, отгоняют хищников и не допускают отставаний своих оленей. Так происходило всегда, этими правилами руководствуются в ямальской тундре и сегодня.
Осёдлость раньше не вызывала интереса у ямальских кочевников, они её избегали. Ненецкая семья постоянно находилась в движении со своим стадом, тундра – их дом. Этот порядок был заложен еще много веков назад, в период формирования кочевого образа жизни. Правда сегодня предпочтения изменились – только 20 тысяч представителей коренных народов Севера предпочитают жизнь в тундре, отказавшись от комфорта в посёлках и городах. Это чуть более 40% от общего числа, проживающих на Ямале. Власти Ямало-Ненецкого автономного округа активно поддерживают их, стимулируют сохранение кочевой культуры путём выплат пособий и пенсий, запуска специальных программ.
На оленях – в светлое будущее
Какой облик примет кочевая культура через 5 или 10 лет? Точного ответа этнографы и антропологи дать не могут. Но учитывая успешный опыт Ямала, учёные предполагают, что кочевники продолжат существовать, как и многие века до этого. Они быстро адаптируются к современным реалиям и позитивно воспринимают новые веяния и технологии – снегоходы и GPS-навигатор давно стали помощниками в тундре. Жизнь современного оленевода-кочевника – это сочетание инноваций и традиций, гибкость и маневренность. А самое главное – соблюдение древнего завета предков: «Я пуна хаёда», что в переводе с ненецкого: «Земля после нас остаётся».