Человек парадоксален, часто он покупает не вещь, а историю. Одни предметы искусства ценятся выше других, так как у них есть нечто, что выделяет их – контекст. Особенно это хорошо заметно в искусстве, и сейчас мы поговорим именно о нем.
Копенгаген, февраль 1947 года. Один отель стал временным жилищем для человека, который назвался аристократом из Венгрии. Война прогнала его из дома, разорила, вынудила продавать то немное, что он захватил с собой. Среди вещей – зарисовки Пикассо. Местный оценщик, проведя некоторые манипуляции, приходит к выводу, что, о Господи, эти работы являются подлинными, и ранее не были доступны публике. Более того, это классический период. И вот, эти зарисовки покупают за 6000 долларов, причем купивший их считает, что это довольно выгодное вложение средств. Возможно, так оно и есть, но следует обозначить еще кое-что.
Прибывший не был дворянином, но был реально венгром. Элмир де Хори, он же, по некоторым данным, Элмер Альберт Хофман, был непростым мошенником. Ведь он не подделывал картины, а рисовал в том стиле, в котором художник, которого он брал за образец. Новые работы проходили строгий контроль, так как для их производства он использовал материалы того временного периода, для рисунков выдирал чистые страницы из книг, для картин – использовал холсты нужного периода.
Его разоблачили, но на все обвинения он отвечал весьма интересно: «Если моя работа провисит долгое время в музее, то она становится подлинником». Да и потом, раз эксперты не могли долгое время определить, что работа не принадлежит той или иной кисти, можно ли считать, что это именно подделка, и что она стоит ниже, чем работы тех, кого он брал за образец? Кстати, разоблачили его, так как очередную картину он нарисовал лучше, чем это бы сделал Матисс того периода, и у эксперта закрались сомнения.
Художник кончил не очень хорошо. В 1976 году на Ибице он принял яд, когда узнал, что его хотят отправить во Францию и судить за мошенничество. Де Хори настаивал, что не является мошенником, так как никогда не подписывал работы в стиле того или иного художника их именами, а подражание стилю знаменитых мастеров не запрещено законом.
P.S. После того, как его историю узнали и вычислили ряд работ, которые спокойненько висели в музеях по всему миру, он приобрел славу, и подделывать начали уже его самого.
Самое интересное, что он так и не раскрыл список всех своих работ, которые, кстати, он иногда сбывал и не напрямую.
Автор - Дмитрий Мельничук
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2