Сегодня хотелось бы немного рассказать об одном из самых ярких, многогранных и презираемых «экспертами» явлении – постмодернизме.
Это направление пришло на смену – неожиданно – модернизму примерно во второй половине XX века. Простыми словами, это противоположность модерну, а также идеям и общественной культуре, которую авторы постмодерна отражали в своих работах.
Несмотря на свою неформальность и «хардкор», постмодернизм не влетел резко с двух ног в дверь устоявшегося искусства. Он изначально робко стучался в неё, заставляя общество постепенно менять тип мышления и восприятия. Стук усиливался, а конечная картина выглядела, как знаменитый кадр из фильма «Сияние».
В чем суть, и почему необходимо было отвешивать пощечину общественному вкусу?
Дело вот в чем. Представители различных художественных направлений во все времена в той или иной степени вещали об идее постижения «общей истины». От истины эмоционального и чувственного восприятия (экспрессионизма) до восприятия технического (конструктивизма).
Представители постмодернизма же опровергали, ставили под сомнение и критиковали такую идеологию.
В 1970-ом году французский философ Жан Франсуа Лиотар назвал постмодерн «скептицизмом по отношению к метанарративам» (историческим общественным идеям и укладу, например, идеям Марксизма или Просвещения). Ещё один французский философ Жак Деррида объяснял, что такие идеи и теории деконструируют самих себя, ведь они изменчивы, следовательно, противоречивы.
Поэтому постмодернизм не плевал бездумно в лицо эпохе и истории, как принято считать сейчас. Его, будто Ивана Васильевича из одноименных фильма и пьесы , «терзают смутные сомнения». Сомнения в том, что любая отдельно взятая теория может действовать прогрессивно на общество. Следовательно, это направление можно понимать как стремление показать наглядно язвы системы, устоев и классики.
Как пример – творчество художников Шерри Ливайн и Ричарда Принса, Бонни и Клайда местного разлива: эти двое переснимали рекламы, вводили в свои работы произведения других авторов. То, что на первый взгляд кажется тупостью и плагиатом, бросило вызов «оригинальности» как понятию. А ещё породило общественный резонанс и апроприацию – искусство заимствования.
Художник Джефф Кунс использовал в качестве изящного, высокого искусства китч (какой-либо дешевый, безвкусный, примитивный продукт), чем полностью стер грань между высоким и низким искусством.
Такой разрыв шаблона, если хотите, сделал так, что в современном мире границы между жанрами и направлениями размыты и открыты (в отличие от границ между странами). Это позволяет не причислять какого-либо автора к конкретному стилю, но и даёт возможность любому представителю Homo Sapiens назвать себя постмодернистом. Для того чтобы стать им, думаю, недостаточно приклеить лицо актрисы из фильмов для взрослых к телу Мона Лизы и под дым сигареты шептать что-то о псевдо-концептуальности. Кажущаяся простота постмодерна не является истинной.
Относиться к данному стилю можно так же, как его представители к общественной культуре, – правда, им будет все равно. Пока вы вешаетесь на работе, их работы вешаются на шесте, будто девушки из подвальных заведений, завораживая и привлекая уставшие умы обывателей. Настоящий постмодернист – живет без цели, но умрет за идею (или за ее опровержение).
Лиманский Иван, мальчик которого терзают смутные сомнения.