Перу к середине 19-го века сформировала достаточно сильную государственность, а наличие залежей органических ископаемых, особенно на островах Чинча, позволяло казне иметь хорошие экспортные поступления. В пятерку ведущих государств Южной Америки Перу входила уверенно.
Однако в начале 60-х годов над молодыми демократиями Южной Америки нависла реальная угроза. Их бывшая метрополия, Испания, переживала очередной период ремиссии между эпохами смут и гражданских войн. В правление королевы Исабеллы II Испания восстановила свое могущество на морях, выведя свой флот на четвертое место в мире-шесть бронированных фрегатов, одиннадцать фрегатов первого класса, двенадцать паровых корветов и т.д. Наличие морской силы сделало испанскую политику более активной, по аналогии с более поздней "дипломатией канонерок" Испания вела "дипломатию фрегатов". Во всех районах, где требовалось обозначить испанские интересы, незамедлительно появлялись прекрасные испанские фрегаты.
Самой крупной и незаживающей раной Испании оставалась потеря колоний в Америке. Тем более, что осталось множество "якорей", не были решены вопросы с долгами бывших колоний, да и сами молодые государства Испания не признавала.
Возросшая военная мощь буквально подталкивала Испанию к реваншу. Одна из эскадр, бороздящих Мировой океан, естественно, с научными целями, "закусилась" с перуанским правительством по целому ряду криминальных, экономических и дипломатических инцидентов, после чего была усилена из метрополии с приказом "показать кто тут хозяин". В итоге испанцы захватили острова Чинчу, на тот момент источник 60% перуанского бюджета благодаря добываемому здесь гуано.
Перуанцы, не обладая сопоставимыми военными возможностями( в наличии были лишь фрегат «Амасонас» и шхуна «Тумбес-и-Лоа») пытались тянуть время в переговорах, параллельно заслав в Европу делегацию с большим мешком денег. Делегация купила во Франции паровые корветы «Уньон» и «Америка» и заказала в Англии два броненосца- казематный «Индепенденсиа» и монитор «Уаскар».
Испанский реваншизм был в итоге остановлен совместными усилиями четырех стран западного побережья -Перу, Чили, Боливии и Эквадора. Первая Тихоокеанская война закончилась поражением Испании, а вскоре и очередной гражданской войной. Война вызвала усиление внимания к флоту в Чили и Перу.
Однако перуанцы и раньше пытались усилить свой флот, справедливо ожидая внешних неприятностей. Еще в начале 1862 года они обращались к США за приобретением модной новинки, рожденной в первых сражениях гражданской войны-мониторов. Даже договорились с Эрикссоном на постройку двух бронированных чудовищ по образцу строящихся для федералов. Но тогда Линкольн запретил сделку-самим не хватает.
После войны ситуация кардинально изменилась. В распоряжении США оказался, пожалуй,самый многочисленный в мире флот, а на стапелях было заморожено строительство еще нескольких десятков боевых кораблей разной степени готовности. В 1866 году, еще в ходе войны с Испанией, перуанцы вновь обратились к США и на этот раз получили разрешение Конгресса на продажу двух мониторов.
Согласно выставленным секретарем флота США Гидеоном Уэллсом условий, при оплате верфью затрат федерального правительства строящиеся корабли переходили в собственность строителей и они могли ими распоряжаться самостоятельно.
Внимание перуанцев привлекли мониторы «Ониота» (USS «Oneota») и «Катавба» (USS «Katawba») типа «Теппенканоэ» («Tippencanoe») или «Каноникус» («Canonicus»), которые к концу гражданской войны ьыли достроены, но не успели вступить в строй . После расчетов с бюджетом их собственником стала верфь «Alexander Swift & Company», которая с радостью, хотя и с разрешения Конгресса, продала их Перу по цене 375 000 долларов за каждый.
В августе 1867 года флот передал права на корабли верфи-строителю. Контракт на покупку кораблей был подписан в Лиме 4 октября 1867 года между «Alexander Swift & Company» и военным министром Перу Мариано Пио Корнехо . Официально сделка была оформлена 2 апреля 1868 года. Перу заплатило два миллиона песо. Продавец получил прибыль в размере 750 000 песо по этой сделке. Позднее комиссия Конгресса Соединенных Штатов провела расследование и обнаружила нарушения при продаже.
Сами перуанцы до конца не могут объяснить выбор данных кораблей для национального флота. Те же американцы потеряли два монитора при попытке выхода в океан. Хотя США тогда считались третьими в мире по судостроению после Англии и Франции и лучшими "инноваторами". Возможно повлияла специфика Первой Тихоокеанской войны, где испанский флот по очереди обстреливал порты союзников и наличие мощных бронированных защитников могло остановить подобные расстрелы. Есть версия, что мониторы и не планировалось отправлять на Тихий океан, а они должны были атаковать испанскую Кубу. Искали даже признаки коррупции. Благо сделка действительно чудовищно невыгодная для Перу- вместе с накладными расходами на приобретение, переоборудование и транспортировку мониторов ушло более миллиона долларов. Для сравнения, Чили за 800 тысяч долларов обзавелось двумя мощными и мореходными броненосцами "Альмиранте Кокрен" и "Вальпараисо".
Но тут тоже все непрозрачно. Основные переговоры прошли в период диктатуры Мариано Игнасио Прадо, подписание контракта на период чехарды на посту главы государства, в период полугодового временного президентства Педро Дьеса Кансеко Корбачо. А принимал мониторы в Кальяо уже президент Хосе Балта. Так что неясно кому предъявлять претензии.
Сами мониторы относились к одному из шести типов спроектированных Джоном Эрикссоном мониторов для американского флота. 9 мониторов этого типа («Теппенканоэ» или «Каноникус») строились на разных верфях и пять из них успели повоевать в гражданской войне. На этой серии уже использовалась изобретенная Эрикссоном бронированная вращающаяся башня. Серия отличалась усовершенствованной защитой, включая внешний барбет для башни, унификацией артиллерии.
Купленные мониторы переименовали- "Онеота" в «Манко Капак», а "Катавабу" в «Атауальпа» в честь первого и последнего великих инков.
Манко Капак — первый Инка, основатель государства инков — Тауантинсуйу. Согласно некоторым инкским легендам, сын Солнца и Луны был послан своим отцом на Землю, чтобы спасти людей от дикости и варварства, научить земледелию и ремёслам и утвердить культ «подлинных» богов: Солнца, Луны и Пачакамака — «создателя мира». Он был первым (мифическим) правителем обширного инкского государства.
Атагуа́льпа, или Атава́льпа, или Тиксикапак Инка, или Авки Тупак Атау Вальпа (кечуа Ataw Wallpa, Atahualpa, Atabalipa, Atagualpa; 1497—1533) — последний император инка . Правитель региона (или наместник провинции) Кито, восставший против законного правителя Империи Инков (Тауантинсуйу) Уаскара, с которым вёл изнурительную гражданскую войну на протяжении 1529—1532 годов. Не был законным правителем всей империи, так как после смерти Уаскара власть наследовал его брат Манко Инка Юпанки. Свергнут и казнён испанскими конкистадорами под предводительством Франсиско Писарро.
Доставка покупки в Перу сама по себе стала нетривиальной задачей. Панамского канала еще не было, а проход Магеллановым проливом даже для океанских кораблей серьезное испытание. Перуанцы с задачей справились, но, забегая вперед, транспортировка "обновок" заняла у них 15 месяцев!
В США были отправлены экипажи под командованием командиров Камило Каррильо и Хуана Гильермо Мура. Первоначально командование Армады планировало нанять несколько офицеров из флота северян, которые были бы знакомы с матчастью. Затея провалилась, пришлось нанимать ветеранов флота Конфедерации.
Для повышения мореходности и автономности на переходе мониторы в фирме Swift & Co. снабдили мачтами, парусами, фальшбортом, носовым волнорезом и навесной палубой. Но мореходность оставалась недостаточной, поэтому перуанцы прикупили еще два парохода , «Рейес» («Reyes», 636 т,) и «Мараньон» («Marañon») для буксировки. Реальная автономность мониторов составила всего 5 дней.
Корабли перуанцы приняли уже в 1869. 12 января 1869 года корабли вышли на буксире из Нового Орлеана. Зрелище было не для слабонервных. Американские газеты описывали увиденное-«Идут перуанцы в своих железных гробах». Палубы мониторов возвышались над водой всего на 30 см.
Руководил экспедицией сначала Леандро Мариатеги, а затем Мануэль Феррейрос .
Первая же поломка вынудила провести на ремонте в Пенсаколе (Флорида) 30 дней. Следующий переход, до Багам, оказался еще тяжелее. Мониторы в дороге разделились. «Atahualpa» (Хуан Гильермо Море Руис) успешно дошел, а «Manco Cápac» ( Камило Н. Каррильо) ожидали приключения. Пароход «Reyes» пытался после шторма взять монитор на буксир, но столкнулся с ним и за 15 минут затонул. В итоге монитор остался без еды и угля.
Добраться он смог только до кубинского порта Наранхо, который в это время контролировали местные повстанцы. Те, правда, помочь не отказались, но угля на складах не было и пришлось взять дровами. Монитор доковылял до Багамских островов на дровах и через проходившую мимо шхуну «Нассау» передал в Перу новости о своих бедах. В Сент-Томас (Виргинские острова) мониторы встретились вновь, но им пришлось ждать пока из Перу подойдет отправленный пароход «Пачитеа» («Pachitea») для буксировки осиротевшего «Manco Cápac».
В ночь на 15 сентября 1869 года отряд подошел к Рио-де-Жанейро, но при попытке войти в бухту «Manco Cápac» сел на мель. Сняли его на следующий день, но ремонтировать пришлось целых три месяца.
Для сопровождения перуанское командование прислало паровой корвет «Унион» («Union»). Теперь все пошло удачнее, 29 января 1870 года отряд прошел Магелланов пролив, в Пунта-Аренас к конвою присоединился транспорт «Чалако», а 11 июня (или мая по др. данным) 1870 года эскадра встала на якорь в Кальяо.
Путешествие "в гробах" оказалось самым серьезным испытанием перуанских моряков. Как резюмировал один из перуанских историков-«Такого рискованного путешествия в истории военно-морского флота еще не было».
«Манко Капак» BAP «Manco Cápac» , до 1868 USS Oneota . Alex Swift & Co и Niles Works, Цинциннати, Огайо. Контракт заключен 10 сентября 1862 г., заложен 10.09.1862 г. Спущен на воду 21 мая 1864 г., завершен 10 июня 1865 г. Не сдан в эксплуатацию; помещен в резерв сразу после достройки. Продан Alex Swift & Co. 13 апреля 1868 года; перепродан Перу 2 апреля 1868 г. как «Manco Cápac» . Затоплен 7 июня 1880 года, по-видимому, в Арике, Перу, чтобы избежать захвата Чили.
«Атаульпа» BAP«Atahualpa», до 1868 USS «Katawba» . Alexander Swift & Company, Цинциннати, США. Заложен 10.09.1862 г., спущен на воду 13 апреля 1864 г. Вооружен 7 июня 1865 г. Закончен строительством 10.06.1865 г. Затоплен 16 января 1881 г., затем снят с мели.
Водоизмещение 2100 длинных тонн, 1034 брт. Длина 68,60- 68,8 м, ширина 13.20- 13,6 м, среднее углубление 4,1 м.
Бронирование:Железо- башня и рубка 254 мм, бронепояс 76-127 мм. Палуба 25 -38 мм.
Двигатедь-1 паровая машина Ericsson VL, 2 жаротрубные котла, 320-350 л.с. 1 винт. Скорость 7-8 узлов. Запас угля 140–150 длинных тонн. Дальность 2500 миль . Экипаж 85-100 человек
Вооружение: 2 x 1 гладкоствольных пушки Dahlgren SB 381 мм/12.
Оба монитора были построены по одному проекту. Между собой они отличались лишь цветом башни, у «Манко Капак» она была белой, а у «Атаульпа» цвета сургуча.
Корпус делился на водонепроницаемые отсеки, имел 8 футовый бронированный таран в носовой части. Низкий надводный борт и плоское дно свидетельствовал о том, что монитор не предназначался для океанских походов. Для улучшения обитаемости корабли были оборудованы легкой навесной палубой между башней и трубой.
Силовая установка состояла из компактной паровой двухцилиндровой горизонтальной машины Ericsson, двух (четырех) котлов и чугунного четырехлопастного винта. Номинальная мощность машины Эрикссона-200 л.с., фактическая-до 350 л.с. Машина также обеспечивала работу вспомогательных механизмов-для движения вращающейся башни, лебедки , воздушных насосов, циркуляции центрифуг и т.д. По расчетам скорость должна была быть около 13 узлов, но максимальная скорость кораблей была лишь около 8 узлов.
После покупки на время перехода мониторы были оснащены мачтами с парусным вооружением типа шхуны, уже в Перу оно было снято.
Вооружение мониторов состояло из двух мощных гладкоствольных орудий Дальгрена 381 мм (15 дюймов), размещенных во вращающейся башне диаметром около 7,5 метров и высотой 2 сажени (около 3,5 мет ров). На крыше башни размещалась надстройка с рубкой.
Вес каждого орудия около 20 тонн. При возвышении 7 градусов дальность стрельбы 158,8 кг снарядами составляла до 1900 метров. В боекомплект также входили 200 кг ядра.
Бронирование проводилось листами кованого железа толщиной по 25,4 мм. Башня и боевая рубка защищались этими листами в 10 слоев, бортовой пояс имел толщину в 5 слоев на важных участках и три-на остальных. Вокруг основания башни была установлен бруствер из мягкого железа высотой 38 см толщиной 127 мм, чтобы предотвратить заклинивание башни при попадании снарядов противника и осколков в зазор между башней и палубой, как это происходило с первыми мониторами во время Первой битвы у Чарлстонской гавани в апреле 1863 года. Палуба имела толщину 37 мм. Бронировалось также основание дымовой трубы 203 мм броней на высоту 1,8 метра и впускной патрубок вентилятора, крыша башни прикрывалась тонким 13 мм листом железа от пуль снайперов по предложению командира однотипного монитора "Текумсе".
Подложка-дерево, американский красный дуб, палуба-толщиной 7 дюймов, под броневым поясом-толщиной 60 см и шириной полтора метра
В 1874 году мониторы вошли в состав созданного учебного отряда.
Во время восстания на мониторе "Уаскара" 1877 года «Атауальпа» и «Манко Капак» входили в состав Южной дивизии капитана Хуана Гильермо Море в составе бронированного фрегата Independencia , корвета Unión и канонерской лодки Pilcomayo. Приказом президента Мариано Игнасио Прадо эскадре был поручен захват мятежного корабля.
Из-за мятежа на мониторах не была проведена своевременная замена котлов. После мятежа правительство также откладывало ремонт, опасаясь нового восстания.
К концу 70-х годов состояние мониторов оставляло желать лучшего. Особенно большие проблемы были с силовой установкой. Лучший-«Манко Капак» мог разогнаться лишь до 3,5 узлов.
Тем временем, противоречия с Чили в 1879 году привели к войне за богатые гуано и селитрой южные провинции страны. Вторая Тихоокеанская война Чили против союза Перу и Боливии затянулась на несколько лет. Ввиду отсутствия флота у Боливии основная тяжесть войны на море легла на немногочисленный военный флот Перу. Перуанская Армада изначально уступала чилийской, но крайне неудачный ход боевых действий лишь усугубил отставание. Пополнить флот во время боевых действий перуанцам не позволили англичане, поддерживающие Чили.
В мае 1879 года адмирал Грау перевел перуанский флот из базы в Кальяо в порт Арика, расположенный в спорной провинции. Оба "американских" монитора 3-й дивизии флота приказ выполнить не смогли. «Атаульпа» перехода не выдержал. Он прошел всего несколько миль, у острова Сан-Лоренцо у него не выдержали механизмы, монитор отбуксировали обратно в Кальяо. Там он простоял до января 1881 года. «Манко Капак» чистил котлы до 3 августа 1879 года, лишь 7 августа он прибыл в Арика. Но быстрее двух узлов он больше ходить не мог.
В битве при Икике перуанцы, имея подавляющее превосходство, разменяли свой броненосец "Индепенденсия" на старый чилийский корвет "Эсмеральда", правда вместе с героическим капитаном Пратом.
В битве при Ангамосе чилийцы окружили два корабля перуанцев и после трехчасового боя захватили гордость перуанского флота-монитор "Уаскар". При этом погиб перуанский контр-адмирал Мигель Грау.
Чилийцы получили полное господство на море. «Манко Капак» и «Атаульпа» остались самыми мощными единицами флота.
«Манко Капак» (капитан Хосе Санчес Лагомарсино) служил плавучей батареей в Арике, поддерживая перуанские войска, оборонявшие город.
27 февраля 1880 года уже чилийский "Уаскар"вместе с деревянным корветом "Магалланес" атаковал в Арике «Манко Капак», поддержанный миноноской "Alianza". Перестрелка мониторов состоялась на дистанции около 200 метров. Один из снарядов «Манко Капак» удачно попал в башню "Уаскара". Взрывом был убит командир капитан Мануэль Томсон Порто Мариньо и несколько моряков. На таран "Уаскар" не решился, опасаясь присутствия миноноски.
Арика 5 месяцев была блокирована с моря и осаждалась сухопутной армией чилийцев. 6 июня чилийский флот, поддерживая штурм, обстрелял город. «Манко Капак» открыл ответный огонь и добился одного попадания в броненосец "Альмиранте Кокрен"( несколько пострадавших и серьезные повреждения) и одного-в шхуну "Кавандонга"( пробоина у ватерлинии, вынудившая ее выйти из боя, по некоторым данным в результате тарана). Монитор был затоплен экипажем 7 июня 1880 года, после взятия города чилийцами в ходе кровопролитного штурма ( более 1500 погибших с обеих сторон), во избежание захвата.
11 декабря 1879 года в Кальяо в бой вступил и «Атауальпа». На буксире он вышел из порта на перехват чилийского конвоя, транспортирующего войска для штурма Кальяо и Лимы. Кроме того чилийцы из дальнобойных орудий с четырех миль обстреляли город, оставаясь недосягаеиыми для береговых батарей. Появление перуанского броненосца произвело впечатление на небронированные корабли чилийцев. Правда, в отличие от систершипа он не смог выйти на нужную дистанцию стрельбы и попаданий не добился. Тут чилийцы справились сами, при выстреле из 8-дюймовой пушки корвета «Ангамос» («Angamos»), ствол слетел с лафета и упал за борт, убив при этом командира орудия, лейтенанта-артиллериста и ранив несколько человек. Конвой был вынужден ретироваться.
Через месяц в Кальяо после сражений при Сан-Хуане и Мирафлоресе (16 января 1881) перуанцы затопили вместе с остатками флота и второй монитор «Атауальпа» при захвате столицы чилийской армией.
По некоторым данным «Атауальпу» чилийцы сняли с мели , использовали как понтон и окончательно списали в 1910 году.
Перуанские мониторы эриксоновского проекта стали единственными , кто участвовал в боях за пределами США. Учитывая их родословную, они были бы полезнее на Амазонке, но для Тихого океана их мореходность и скоростные качества были неудовлетворительны.
Тем не менее перуанцы пристроили их в береговую оборону, где они проявили себя в качестве самоходных плавбатарей вполне достойно. Несмотря на неоднократные атаки чилийского флота и Арика и Кальяо пали под ударами сухопутных войск чилийцев. Оба монитора были затоплены своими экипажами когда обороняемые ими порты уже пали.
Вторая Тихоокеанская война полностью уничтожила перуанский флот, восстановить его у разоренной страны возможностей не было. Четвертый флот Южной Америки возродился только в 20-м веке.
Обломки «Манко Капак» были обнаружены водолазами чилийского военно-морского флота в 1960 году. В 2007 г. экспедиция Чилийского университета из Сантьяго вновь обнаружила корпус корабля
В июне 2007 года был снят 35 минутный документальный фильм режиссера Мигеля Васкеса под названием Manco Cápac, la última Estela.
По состоянию на ноябрь 2010 года его остов находится примерно в 1,6 морских милях к западу от устья реки Сан-Хосе на глубине 15,7 метров. Корпус сильно проржавел и врос в ил, а обломки сильно разграблены. Носовая часть хорошо сохранилась, но башня и орудия разрушились полностью. Место стало привлекательным для дайвинга.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам