Приветствую, зашедших сюда читателей.
Далее, из опыта моей работы поясняю тему сегодняшней статьи.
В заголовке указанна причина, но она ведь существует к нашему сожалению и главные основы этой причины в неинтересности проведения этих однообразных иногда уроков физкультуры. Потому, многие школьники без мотивации просто посещают этот урок, лишь бы для галочки отбыть и зафиксироваться в классном журнале. Вот такое отношение к физкультуре практически я видел во многих школах.
Какой выход должен быть, чтобы учителю физкультуры не потерять свою деловую репутацию при таком подходе к своему предмету. Как разнообразить тренировочную программу на уроках физкультуры не отклоняясь при этом от требуемой программы образования.
Сегодня, один из методов, я изложу из своей практики преподавания.
Мне больше всего прельщает методика на основе круговой тренировки, когда практически весь состав класса задействован в выполнении различных упражнений с элементами, так сказать соревновательной эстафеты.
Почему, именно круговая тренировка во время урока физкультуры более эффективна, а потому что, это самая насыщенная тренировка для школьников посредством применения разного рода спортивного оборудования при частой, периодичной смене различных силовых упражнений, все это идет для проработки всех основных систем организма, это опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и вегетативной.
В такой тренировке более преобладает эмоционально-положительный настрой при исполнении упражнений, то есть возникает азарт для достижения цели, что благоприятно сказывается на качестве занятий, когда при этом хорошо идет циркуляция крови во всем теле, а это и есть энергообеспечение организма, возникающее при выполнении обширной, разнообразной работе мышечных групп.
Ведь при достаточном энергообеспечении организм потом легче справляется с болезнями, эффективно противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.
При проведении круговых тренировок в урочное время по физкультуре и на секционных занятиях, я выделил бы несколько основных принципов, которыми нужно руководствоваться обязательно.
1. Не навредить здоровью учащихся.
Этот принцип я считаю самым главным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перегрузить». Здесь нужно точно знать, как, когда и над какими физическими качествами нужно работать.
Например, гибкость можно развивать только при наличии хорошей разминки, в противном случае можно повредить как мышцы, так и связки.
2. Учитывать анатомо-физиологические особенности
каждого возрастного периода.
Учитель должен точно знать в каком возрастном периоде, как и в какой степени можно и нужно развивать то или иное физическое качество.
Например, в начальных классах при обучении, ни в коем случае нельзя целенаправленно работать над развитием силы и выносливости. Т.к. в этом возрасте сердечно-сосудистая система и опорно-двигательный аппарат еще не сформировались полностью.
3. Систематичность занятий.
Хорошего эффекта в развитии физических качеств можно достичь лишь при систематичности занятий. Минимальное количество занятий в неделю, когда можно развивать физические качества .
А оптимальный вариант это 3-4 занятия в неделю. Поэтому без домашних заданий здесь не обойтись.
А теперь рассмотрим, как и какие упражнения я включают в круговую тренировку для развития силы, выносливости, гибкости, быстроты и координации движений в каждом звене обучения.
Условия и причины возникновения моего опыта
Проработав 3-4 года в школе после окончания университета, я определился с темой, которой уделял большее внимание в учебном процессе.
Первое, что должно быть фундаментом для физического развития ребенка - это развитие физических качеств (сила, выносливость, гибкость, быстрота и координация движений)посредством круговой тренировки, когда одно упражнение плавно переходит в другое и заново повторяется при повторном цикле.
Если ребенок хорошо развит физически, то его органы и системы работают эффективно и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные, социальные и экологические ситуации, а также высокие физические напряжения при выполнении социальных задач и т.д..
Учащиеся с крепким здоровьем обладают высокой работоспособностью, быстро восстанавливаются после рабочего дня в школе.
Главная задача системы образования была, есть и будет - это здоровье детей.
Особенно эта проблема актуальна в настоящее время.
С каждым годом, по наблюдениям врачей, здоровье школьников ухудшается.
Чаще всего наблюдаются заболевания сердечно-сосудистой системы, щитовидной железы, нервной системы, слабый иммунитет к простудным и вирусным заболеваниям.
Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье учащихся, оказывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность всего организма.
Если заниматься регулярно физической культурой, то повышаются возможности сердца. Оно оптимально увеличивается в объеме и работает с большей силой.
Ведь сердце, это главный орган и от него идет все остальное состояние организма человека и если забросить тренировку сердечной мышцы в молодом возрасте за счет анаэробных упражнений, когда любое количество движений тела сочетается с определенным тактом дыхания, то тогда в зрелом возрасте можно ожидать ишемическую болезнь сердца, развернутую аритмию и в конечном итоге все заканчивается инфарктом.
Ведь сердце укрепляется только через дыхательную систему и никак иначе.
Если молодые люди ведут пассивный, неактивный образ жизни, то тогда в более зрелом возрасте проблемы со здоровьем будут возникать на каждом движении и это очень опасная ситуация для нашего молодого и ленивого поколения.
Ведь сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Хорошая циркуляция крови в организме обеспечивает своевременное и достаточное поступление питательных веществ к различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.
Занятия физическими упражнениями повышают возможности дыхательной системы. Увеличивается жизненная емкость легких и благодаря этому в организм поступает большее количество кислорода, который необходим для образования энергии.
Увеличение же энергетических возможностей позволяет учащимся больше и плодотворнее трудиться, учиться, вести активный образ жизни, что в дальнейшем благотворно сказывается на качестве жизни ученика.
В начальных классах (1-4 кл.) нужно избегать монотонности и однообразия в проведении уроков физической культуры.
В этом возрасте координационные способности ребенка очень слабые, потому статические элементы некоторых упражнений мы исключаем из обихода и полностью переходим на организацию проведения подвижных игр.
Основными средствами для развития физических качеств в этом возрасте являются:
- Подвижные игры;
- Эстафеты;
- Легкие комплексы утренней гимнастики с элементами бега.
В комплексах гимнастики должны быть легкие упражнения на развитие гибкости, координации движений, прыжковые упражнения. Их нужно менять примерно через две недели, постоянно немного усложняя.
В подвижных играх развиваются практически все физические качества, а особенно быстрота и координация движений. Дети в этом возрасте могут играть очень долго.
Они конечно быстро устают, но и также быстро восстанавливаются. Поэтому, развитие физических качеств происходит практически незаметно для них только на игровом и эмоциональном фоне.
В средних и старших классах (5-11 кл.) при обучении можно уже целенаправленно начинать работать над развитием всех физических качеств, усложняя упражнения и их дозировку от класса к классу.
Перед круговой тренировкой учащихся выполняют разминочный бег 2-3 мин., затем переходят к развитию мышц рук, ног и туловища.
Упражнения на силу рук я чередую с медленным бегом.
При этом в организме восстановительные процессы происходят быстрее и частота сердечных сокращений остается на уровне 120-140 р/мин.
В 5-7 кл. дети обычно выполняют по два подхода, а в 8-11 кл. - 3 подхода на силу рук. Затем переходим к прыжковой работе:
- выпрыгивание без поворотов;
- выпрыгивание с поворотом на 180°;
- прыжки через скамейки в длину 14 м.
Следующий этап - развитие быстроты. Здесь я использую специальные беговые упражнения:
- с высоким подниманием бедра;
- прыжки в шаге;
- с захлестыванием голени.
В зависимости от возраста, пола и физических возможностей учащиеся эти упражнения выполняют от 2 до 5 подходов.
После этого приступаем к развитию мышц туловища. Самое распространенное упражнение - поднимание туловища из положения лежа.
Особенно это упражнение преимущественно предоставляется по выбору для сдачи зачетов по тестам именно девочкам, так как, оно полезно именно для правильного развития и укрепления репродуктивной функции будущих мам.
Ведь при работе мышц брюшного пресса, укрепляются стенки маточной области, нормализуется внутрибрюшное давление, укрепляются мышцы тазового дна, в дальнейшем это благоприятно будет сказываться на будущих родах.
Потому, это упражнение для девушек считается важным и основополагающим и оно входит при выполнении тестов на физическую подготовленность начиная уже с 5-класса.
Учащиеся работают в парах, один держит ноги в области голеностопного сустава, а другой выполняет поднимание туловища. Существует несколько вариантов выполнения этого задания:
- облегченный вариант, выполняющий сидит на скамье, руки находятся на скамейке;
- обычный вариант, когда занимающийся лежит на полу, а руки находятся за головой;
- усложненный вариант, при отведении туловища назад, нужно сделать поворот вправо, влево, только затем можно наклониться вперед.
Обычно это упражнение выполняется в один подход на количество раз в течении 1-минуты и до первой легкой боли в области живота.
При сдаче норматива по этому упражнению учитывается количество подъемов туловища за 1-минуты. Показатели подъемов туловища разнятся в зависимости от возраста учеников и конечно же увеличиваются по мере соответствия возраста учеников.
И после всех основных упражнений в конце круговой тренировки мы переходим к развитию гибкости. Здесь можно использовать следующие упражнения:
- махи ногами вперед, назад и в стороны;
- плавные наклоны вперед с легкими рывками, при этом ноги в коленных суставах должны быть прямыми;
- работа с усилением при потягиваниях в парах;
- выполнение наклонов сидя на полу, также с применением отягощения для усиления наклона;
- принудительное поднимание ноги партнера вверх у опоры, в сторону и назад производя при этом легкие покачивания "назад-вперед" в процессе создавшегося статического напряжения в мышцах при растягивании.
После выполнения, мы производим встряхивание в суставах, то есть создаем расслабляющий эффект для мышц и на этом тренировка закончена.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Лайки ставить или не ставить дело сугубо личное, это все исходит от сердца, все идет от индивидуального, внутреннего посыла каждого человека к любой информации и оценочного отношения к ней.