Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Немецкий торпедный катер, сперва топивший британцев, а потом возивший британских агентов в СССР

Хотя сами немцы эти катера торпедными не называли, а обозначали словом "Шнелльбот" - скоростной катер.

Их конструкция из года в год совершенствовалась. На снимке выше один из первых серий, позже они приняли такой вид:

-2

Водоизмещение их составляло порядка 100 тонн, а корпус оказалось наиболее оптимально изготовлять из дерева, как теперь не покажется странным, такие корпуса были более устойчивы к повреждениям. Хотя металл тоже имел место в конструкции - шпангоуты делались из сплава алюминия с магнием, а переборки отсеков были стальными. Рубка тоже была из лёгкого сплава, а начиная с катера С-100 она ещё имела броню толщиной 10-12 мм.

Сам корпус обшивался 10-12 мм слоем древесины белого кедра, а поверх него 21мм слоем красного дерева (!).

Скорость до 43 узлов делала эти катера трудноуловимой целью, в то же время позволяя им наносить неожиданные удары благодаря малозаметности, высота корпуса составляла всего 3 метра. В начале войны помимо 2-х торпед в аппаратах, на борту имелись две запасные, перезарядка требовала порядка 10 минут, потом от этого отказались. Артиллерийское вооружение тоже имело варианты, от пулемётов до 30мм автоматов. Два бомбосбрасывателя, с шестью глубинными бомбами, установки для создания дымовой завесы, а также Шнелльботы могли выставлять мины, что в конце войны стало одним из основных их занятий. В машинных отделениях Шнелльбота:

-3

Первоначально катера красились в один из оттенков белого цвета, так называемый "шнелльботвайсс", как ни странно, это делало их менее заметными, чем шаровая окраска. Но для действий в Норвегии применялся тёмно-серый цвет, а потом разные виды камуфляжа, например, такой:

-4

Шнелльботы оказались удачным оружием, они смогли если не парализовать, то создать очень большие проблемы для британского флота в прибрежных водах. Боюсь, что тема уводит меня всё дальше от заявленного рассказа, поэтому вынужден как можно более сжато изложить общую историю этих катеров.

Всего их было построено порядка 250 единиц. В боях участвовали 220. Шнелльботы потопили 109 транспортов (общим водоизмещением 232 809 т), а также 11 эсминцев, 22 траулера, подводную лодку, 12 десантных кораблей и ряд судов других классов. Эти данные несколько отличаются в разных источниках, но что тут поделаешь?. Даже про подводные лодки кое-где указывается, что уничтожено две, причём обе советские.

Но и самим Шнелльботам досталось крепко, погибло или были затоплены своими командами от 112 до 149 единиц. 15 командиров были награждены Рыцарскими крестами, а 3 - Рыцарскими крестами с дубовыми листьями. Нагрудный знак немецких катерников:

-5

Награждение производилось за участие в не менее чем 12 операциях против вражеских кораблей, проявленное мужество, высокий профессионализм или ранение, полученное во время боевых действий. Нагрудный знак вручался на протяжении Второй мировой войны. Всего было произведено около 1900 награждений.

А теперь о послевоенной судьбе Шнелльботов. Наиболее сохранившие свои боевые качества поделили союзники. СССР досталось 29 единиц, вот один из них, С-135, ещё на службе в Кригсмарине:

-6

В советском ВМФ он получил обозачение ТК-1018. Был исключён из состава флота в 1952 году.

Доставшиеся американцам с присущей янки деловой хваткой были перепроданы потом Норвегии и Дании. Вот такой в Дании:

-7

А эти в Испании:

-8

Надо сказать, что испанцы и сами их потом строили.

Однако пора перейти к нашему герою. Это единственный Шнелльбот, доживший до наших дней, С-130, вот он во время войны:

-9

Вступил в строй 21 октября 1943, в мае 1945 сдался Великобритании, где служил как торпедный катер (Motor Torpedo Boat) MTB 5130, а потом как быстроходный патрульный катер (Fast Patrol Boat) FPB 5130. Но позже англичане нашли ему другое применение. Он был передан организации, с традиционным англосаксонским иезуитством названной "Британской Балтийской рыбоохранной службой". Задачей этой конторы был якобы контроль границ британской оккупационной зоны на Балтике.

На самом деле это было подразделение МИ-6, секретной службы англичан. С-130 и другой Шнелльбот, С-208, были переооборудованы для выполнения специальных задач. С них сняли вооружение, зато снабдили приборами электронной разведки. То, чем занимались эти катера, называлось операцией "Джунгли". Уже в апреле 1949 года была проведена первая высадка вблизи Вентспилса шести британских агентов.

И дело пошло, год за годом высаживались или наоборот эвакуировались разведчики или просто участники подпольных антисоветских формирований. Успех был таков, что в 1953 году стали транспортироваться и агенты ЦРУ. На территорию СССР они обычно высаживались с надувных резиновых лодок, а в Польшу с помощью воздушных шаров. Подготовка такого шара на катере:

-10

Для организации переброски этих агентов сотрудник МИ-6 коммандер Энтони Кортни завербовал в мае 1948 г. бывшего офицера кригсмарине, который превосходно знал побережье балтийских государств. Этим офицером был бывший капитан-лейтенант Ганс-Гельмут Клозе, который в последние месяцы войны командовал на Балтике Второй флотилией торпедных катеров и занимался эвакуацией высокопоставленных немецких офицеров из латвийской Лиепаи.

Однако не всё коту масленица. Советское МГБ начало свою операцию "Люрсен-С" (Люрсен - это название фирмы, построившей основную массу Шнелльботов). После захвата нескольких агентов была начата радиоигра, а потом последовал и фиктивный "побег" на моторной лодке с преследованием пограничниками "националиста" Видвуда Швейца, сотрудника МГБ. Кстати, этот момент использован в нескольких наших шпионских фильмах. А далее началась игра в одни ворота. В ходе операции «Люрсен-С» почти все из 42 английских агентов были арестованы. Часть из них была перевербована. В ходе операции были уничтожены 2 492 реальных «лесных братьев», а 7 342 были арестованы.

В 1955 году для морских частей погранвойск была сделана модификация - пограничный сторожевой катер проекта 199. Катера проектов 183 и 199 имели скорость 43-44 узла, что соответствовало скорости шнельботов. 5 октября 1955 года ПСКА-503 обнаружил катер типа «Люрсен» и начал его преследование. На выходе из советских территориальных вод, ПСКА-503 обстрелял шнельбот из пушек. После этого инцидента разведывательные Шнельботы в советских водах не появлялись.

А в 1956 году до британских спецслужб наконец дошло, что все эти годы их водили за нос. 1 апреля катера были переданы в состав только что созданного Бундесмарине, послужив началом эскадры Шнелльботов. С особой благодарностью Первого морского лорда и главнокомандующего Королевским флотом Мунтбеттена Клозе попрощался с британской службой. Вот немец расписывается в гостевой книге исторического корабля британского флота "Виктори" по случаю своего выхода на пенсию 30 сентября 1978 года в присутствии адмирала сэра Дэвида Уильямса:

-11

Ганс-Гельмут Клозе прошёл в Бундесмарине всю служебную лестницу вплоть до командующего . Умер в 2003 году.

А что же с С-130? До 13 января 1991 года он использовался в качестве опытового судна, после чего исключён из списков флота. В 1993-м установлен в музее Вильгельмсхафена, а в 2003 году продан англичанам в музей "British Military Powerboats Trust" в Саутгемптон. В 2004 прошёл частичную реставрацию.

-12

Так выглядел на воде:

-13

И вот я нашёл заметку, что тепрь он является собственностью Коллекции Уиткрофта в Соединенном Королевстве. Куплен в феврале 2010 года. Это одна из крупнейших частных коллекций военной техники в мире. В заметке пишется: КОЛЛЕКЦИЯ WHEATCROFT РАДЫ ОБЪЯВИТЬ, ЧТО МЫ ПРИОБРЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ СУХОЙ ДОК RICHMOND, КОТОРЫЙ БУДЕТ ПОСТОЯННЫМ ДОМОМ НАШЕГО SCHNELLBOOT S130 ПО ЗАВЕРШЕНИИ ЕГО РЕСТАВРАЦИИ.

Док построен в 1856 году, сейчас выглядит так:

-14

Я думаю, у англичан всё получится.

С большим удивлением обнаружил, что до сих пор практически ничего не писал о торпедных катерах, вот разве что это: На каких кораблях моряки надевали танковые шлемы

И здесь тоже: Что дал ленд-лиз флоту и чем это кончилось

Надо будет этот пробел восполнить.

.................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь