Найти в Дзене
Разукрашка

Историческая живопись в России

Оглавление

Основоположник

А.П. Лосенко фото из Яндекс картинок.
А.П. Лосенко фото из Яндекс картинок.

В России историческая живопись появилась во II-ой половине XVIII столетия и заняла лидирующие позиции среди других жанров живописи. Эти позиции полностью соответствовали классицистическим воззрениям эпохи.

Родоначальником исторического жанра в России стал А.П. Лосенко, впервые написав в 1770 году картину на тему из российской истории - полотно "Владимир и Рогнеда", где изобразил одну из сцен исторической пьесы как сюжет из истории России. Позы и жесты персонажей подчеркнуты патетикой и трагическими нотами, выразительными художественными приемами мастера. В 1773 году Лосенко перенес на холст еще один сюжет из исторической "Илиады" Гомера - "Прощание Гектора с Андромахой", который представляет идеального для классицизма персонажа, пренебрегающего личными чувствами ради служения обществу.
Последователи А.П. Лосенко
Принципы классицистической исторической живописи укрепили и развили далее ученики и сторонники Антона Лосенко:

И.А. Акимов: в 1773 году, в картине "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев";

П.И. Соколов: в 1777 году, в картине "Дедал привязывает крылья Икару";

Г.И. Угрюмов: в 1793-1800 годах, в картинах "Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", "Призвание Михаила Федоровича на царство", "Взятие Казани", "Испытание силы Яна Усмаря".
На всех полотнах ярко читается преобладание приемов драматизма и театрализации: чрезмерная образность жестов, фокусирование на главном, сценичность в распределении света и пространства.
Историческая живопись I-ой половины XIX столетия в России
Первая половина XIX столетия ознаменовалась укреплением академизма в исторической живописи. Представители жанра академизма:
-

А.И. Иванов: в начале 1800-х годов, полотно "Смерть Пелопида"; примерно в 1810 г., картина "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году"; в 1812 г. полотно "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей";

А.Е. Егоров: в 1814 году, полотно "Истязание Спасителя"; в 1830-е г.г., картина "Отдых на пути в Египет";
- В.К. Шебуев: в 1839 году, картина "Подвиг купца Иголкина".

Романтическая эпоха исторической живописи в России

Явление Христа народу фото из Яндекс картинок.
Явление Христа народу фото из Яндекс картинок.

Стиль живописи "романтизм" привлекает внимание художников к поворотным событиям, как в истории человечества, так и в судьбах отдельных людей. В эпоху романтизма были написаны три прославленные картины: А.А. Ивановым в 1837-1857 годах "Явление Христа народу"; Ф.А. Бруни в 1827-1841 годах "Медный змий" и К.П. Брюлловым в 1830-1833 годах "Последний день Помпеи".
Например, в картине Брюллова показана не столько природная катастрофа, сколько гибель всей античной цивилизации. Вся композиция полотна согласуется с законами классицизма, а романтизм просматривается в четких цветовых контрастах, в эффектах освещения. Погибающие персонажи картины проявляют героизм, благородство, величие души в последний час.
А.А. Иванов в своей работе обращается к самым истокам христианства, к началу начал новой эры, к новому завету для человечества, объявленному Спасителем. Он привлекает внимание людей к гармонии окружающего мира, к прекрасной природе, где есть все для счастья, любви и милосердия. Относительно живописных приемов, можно отметить, что полотно предвосхищает появление пленэрной живописи во II-ой половине XIX века.
Что касается полотна Бруни, то люди на картине запечатлены на стыке своих жизни и смерти, в тяжелейший момент испытаний. Экспрессия жестов, поз и движений, эффектные драпировки повторяют авторские приемы Брюллова.
Позднее, эти приемы стали использовать салонные живописцы, превратив их в часто применяемые штампы, вплоть до конца XIX столетия. Например, Ф.А. Мюллер в картине (1856 г.) "Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на о. Патмос во время вакханалий"; Г.И. Семирадский (1872 г.) "Римская оргия блестящих времен цезаризма" и картине (1889 г.) "Фрина на празднике Посейдона"; С.В. Бакалович (1891 г.) "Гладиаторы перед выходом на арену" и К.Е. Маковский (1888 г.) "Смерть Ивана Грозного".

Развитие исторической живописи в России

Утро на Куликовом поле фото из Яндекс картинок.
Утро на Куликовом поле фото из Яндекс картинок.

Начиная со II-ой половины XIX столетия, русские живописцы обратились к национальной истории. Художники начали исследовать документальные свидетельства исторических событий, предметов культуры, памятников искусств и письменности. А развитие портретной живописи привело к обострению психологизма в работах исторической тематики.
В I-ой половине XX века, некоторые художники исторического жанра концентрируются на трагедийной, героической составляющей исторических эпизодов. Например, П.Д. Корин (1932 г.) "Русь уходящая"; триптих (1942-1943 г.г. ) "Александр Невский"; А.П. Бубнов (1943-1947 г.г. ) "Утро на Куликовом поле".
В 30-50-х годах прошлого века, живописцы - носители социалистического реализма - возродили традиции академизма в работах исторической живописи. Художники II-ой половины XX века - начала XXI века наполняют свои творческие работы сложным философским содержанием с использование символов (Т.Г. Назаренко, В.Е.Попков и другие).