Найти тему
Белорус и Я

Белоруссия - родина первых субмарин

История Союзного государства

Изобретателями первых российских субмарин стали Казимир Черновский и Карл Шильдер, уроженцы сухопутных губерний

Современная атомная подлодка «Обнинск» у причала в Североморске
Современная атомная подлодка «Обнинск» у причала в Североморске

«Первый опыт трудов моих дерзаю представить…» – так начиналось письмо узника Петропавловской крепости Казимира Черновского Николаю I, которое он написал 19 июля 1829 года. А был в письме проект подводного судна, созданный Черновским в 1825 году. При наличии достаточного количества рабочих и материалов, писал он, сможет построить за 40 дней подводную лодку, на коей можно будет поставить несколько пушек и «действовать на подводных судах против неприятелей».

Вскоре из государевой канцелярии пришёл ответ с резолюцией царя: изобретателю –предоставить более подробное описание проекта, а коменданту крепости – обеспечить арестанту всё необходимое для работы.

За три недели Казимир Черновский по памяти, практически без специальных инструментов и литературы, сделал объёмное и аргументированное «Описание подводных судов» на 64 страницах.

Откуда у хлопца заморская грусть

Казимир родился в 1791 году в семье помещика Гавриила Черновского из Игуменского повета (сейчас Червенский район Минской области). Неподалёку от имения протекали две небольшие тиховодные речушки: Игумен (другое название – Червенка) и Уша. Одним словом, никаких морей-океанов, поэтому так и осталось загадкой, как и когда родилась у него мечта сделать лодку, которая могла бы ходить и по воде, и под водой…

Во владения отца входило семь деревень с 400 душами крепостных. Гавриил Станиславович был человеком образованным и старшему сыну Казимиру, как и всем остальным троим детям, сумел дать хорошее образование.

Казимир Черновский
Казимир Черновский

Казимир владел польским и французским языками, много читал, хорошо рисовал, проявлял интерес к архитектуре. Женился, однако брак вскоре распался, и Казимир уехал в Петербург, чтобы поступить на учёбу в медико-хирургическую академию. Студента вскоре увлекают революционные идеи, и он вступает в польскую тайную организацию «Национальное патриотическое общество».

В свободное от занятий и революционной деятельности время работает над проектом судна. В начале 1829 года по доносу его арестовали за нелегальную деятельность.

Проект Черновского

Корпуса подводных лодок, которые в это время начали разрабатывать в Англии и Франции, предполагали делать из дерева. Черновский первым в мире предложил сделать цилиндрический корпус лодки из железа или меди, «поскольку металлы по своей протяжённости, крепости и упругости весьма способны к постройке подводных судов». Длина, по замыслу автора, должна была составлять примерно десять метров при диаметре три метра.

Лодку должны была приводить в движение гребцы при помощи семи пар вёсел, напоминающих своей конструкцией зонтики. Вёсла при необходимости легко убирались внутрь или же, напротив, выдвигались через кожаные манжеты. Для опоры вёсел выдвигались также специальные кронштейны.

Система погружения состояла из 28 кожаных мехов, равномерно располагающихся по бортам, а для всплытия лодки на поверхность вода из мехов вытеснялась из них при помощи рычагов. Для маневрирования под водой планировалось использовать четыре весла, выдвигавшиеся из кормы, потому-то её и пришлось делать плоской. Рубку в лодке планировать сделать выдвижной, при её выдвижении внутренний объём субмарины увеличивался, и за счёт этого она бы всплывала. На рубке предусматривались иллюминаторы. Складная мачта позволяла бы лодке ходить на поверхности воды под парусом.

Свои эскизы «субмарины на вёслах» Черновский отправил Николаю I. Проект не остался без внимания государя
Свои эскизы «субмарины на вёслах» Черновский отправил Николаю I. Проект не остался без внимания государя

Продумал Черновский и вооружение судна. В рубке он планировал расположить пушку или фальконеты, через рубку же предполагал возможность высадки десанта.

Важным изобретением Казимира Гавриловича стала мина, которую можно было устанавливать под водой на днище корпуса корабля противника. Изобрёл он и собственный взрыватель к этой мине, причём принцип его используется и поныне. Сегодня в морских минах в качестве предохранителя применяют кусочек сахара: когда он растворяется в воде, освобождается пружина, переводящая взрывное устройство в боевое положение. А Черновский предложил использовать квасцы: размокая, они через определённое время позволяли воде добраться до химического воспламенителя, который срабатывал от контакта с водой. По замыслу изобретателя, запал должен был срабатывать автоматически и только после отхода лодки от корабля неприятеля на безопасное расстояние. Также он разработал чертежи водолазных скафандров.

Были детально проработаны вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности экипажа подводной лодки: его размещением, вентиляцией воздуха, системой поддержания необходимого давления внутри корпуса лодки при её нахождении на глубине. Не были забыты и наполняющиеся воздухом тюфяки для отдыха гребцов, и печь для приготовления пищи. Для теплоизоляции лодку изнутри он предлагал обтянуть кожей.

«Изобретение делает честь сочинителю»

Проект был передан на техническую экспертизу генерал-лейтенанту Корпуса инженеров путей сообщения Петру Базену. Это был знающий инженер-механик, оставивший глубокий след как в теоретических изысканиях, так и в практических делах. По его проектам построены морской порт в Евпатории, Обводный канал в Петербурге, шлюзы в Шлиссельбурге, первый в России цепной мост в Екатерингофе, он занимался также углублением русел Невы и каналов.

-4

Пока Пётр Базен делал техническую экспертизу проекта Черновского, комендант Петропавловки генерал-адъютант Сукин от греха подальше перевёл политического заключённого в Шлиссельбургскую крепость, где условия пребывания узников были ещё более жёсткими и суровыми. При переводе никто не позаботился уведомить коменданта крепости генерал-майора Колотинского о разрешении царя на продолжение работы над проектом, и у Черновского были изъяты все его записи и чертежи. О дальнейшей работе над проектом на несколько лет пришлось забыть…

Пётр Базен, ничего не знавший об авторе проекта, даже о том, что сделал его политзаключённый, отметил: проект готовил дилетант, который если и имел какие-то инженерные знания, то всё же демонстрировал значительные пробелы в техническом образовании. И тем не менее генерал сделал подробную техническую экспертизу проекта: отметил отсутствие оптической трубы, недоработки в конструкции вентиляционной системы, малый объём балластных цистерн и множество других моментов. При этом общая идея была принята, и он рекомендовал продолжить работу с Черновским в данном направлении.

Сделав ряд критических замечаний, Пётр Базен свой 22-страничный отзыв завершил так: «Не могу не признаться, что изобретение её делает честь сочинителю… Его усердие и практические знания могли бы быть полезны при дальнейших исследованиях и производстве решительных опытов для введения и усовершенствования подводного судоходства в Российской империи».

Казалось бы, мнение авторитетного специалиста обязывало создать автору оригинального проекта все условия для продолжения работы. Однако записка Базена к Казимиру Черновскому попала только спустя три года, в 1832 году. Тот сразу приступил к работе на основании полученных замечаний.

Изобретатель согласился с предложением Базена о замене кормовых вёсел на рули глубины. Он отказался от обрубленной кормы и сделал проект корпуса более обтекаемым. На боках корпуса появляются крылья для устойчивости. На субмарине, по подсказке Базена, он предложил установить перископ, изобретённый Михаилом Ломоносовым, о существовании которого Черновский, судя по всему, не знал раньше. И здесь Казимиру Гавриловичу удалось пойти дальше: он разработал механизм, позволявший по мере надобности выдвигать перископ или убирать его внутрь.

Самым слабым пунктом в проекте, по мнению генерала, был вопрос обеспечения экипажа воздухом. Однако Черновскому не удалось решить эту проблему. Проект Казимира Черновского был вскоре официально отклонён военным ведомством России.

Идеи и технические разработки всё же были приняты к сведению и легли в основу практических работ по созданию подводной лодки. За дело взялся ещё один белорус, военный инженер генерал Карл Андреевич Шильдер, родившийся в 1785 году в Невельском повете Витебской губернии (теперь Невельский район Псковской области).

Карл Шильдер
Карл Шильдер

Участник войн с наполеоновской Францией и Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, генерал-адъютант Карл Шильдер много сделал для развития военного искусства. Талантливый инженер и изобретатель, Карл Андреевич разработал и реализовал на практике многие военно-технические новинки: понтонный и усовершенствованный висячий мост, гальванические и гальваноударные ракеты и подводные мины, подвижный паром с ракетными установками, стрельбу боевыми ракетами из-под воды. Вооружённый по его проекту ракетами и ствольной артиллерией пароход «Отвага» стал, по сути, прообразом эсминца.

Но самым известным изобретением генерала Шильдера стала первая бронированная подводная лодка. Под его руководством в 1834 году была построена металлическая субмарина водоизмещением 18 тонн, способная погружаться на глубину до 20 метров и двигаться под водой со скоростью около 0,5 узла. Она же стала первой в мире подводной лодкой, на которой имелось ракетное оружие – ракеты генерала Засядко. На вооружении были шестовая мина (заряд располагался на конце длинного шеста) и шесть зажигательных и фугасных ракет, запускаемых электрическим способом со специальных станков, крепившихся по обоим бортам лодки.

Строительство бронированного подводного судна проходило в Петербурге на Александровском литейном заводе под личным руководством генерала Шильдера в строгой тайне. В августе 1834 года на Неве в присутствии императора Николая I были проведены её успешные испытания. С лодки запускались четырёхдюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей – парусные шаланды на якорях.

Проект подводной лодки Шильдера был настолько засекречен, что о её дальнейшей судьбе ничего не известно, лодка пропала бесследно. Сыну Шильдера Николаю в 70-х годах XIX века удалось узнать некоторые подробности об этом изобретении отца от Петра Патрика, плававшего на лодке во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве несколько чертежей. В 1965 году чертёж и рисунок первоначальной лодки, а также описание этого проекта были скопированы из книги Мазюкевича и помещены в советском учебнике «История военного искусства». В честь талантливого изобретателя в России была выпущена почтовая марка.

Как сложилась дальнейшая судьба основоположников российского подводного флота, уроженцев Беларуси Казимира Черновского и Карла Шильдера?

В 1834 году, в год испытаний российской подводной лодки, Казимир Черновский был освобождён из тюрьмы и направлен на вечное поселение в Архангельск. Верный революционным идеям, он вместе с другими ссыльными единомышленниками строил планы восстания на Русском Севере, захвата кораблей и перехода на помощь повстанцам в Испанию, где тогда произошла очередная революция. Однако заговор был раскрыт, и бунтаря направили на пожизненную ссылку в город Сарапул (ныне Удмуртия, а тогда Вятская губерния), где он и умер в 55 лет.

В 1853 году, когда началась Крымская война, генерал-адъютант Карл Шильдер отправился на Балканы в действующую армию. При осаде города Силистрия на Дунае он был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, вскоре началась гангрена и он умер.

Николай II в письме к князю Горчакову написал: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет – и по знанию, и по храбрости».

К СВЕДЕНИЮ

Сегодня в Беларуси живут около 200 тысяч человек, служивших в частях Военно-морского флота СССР. В годы нашей общей советской истории белорусы, родившиеся далеко от морских берегов, входили во все экипажи и подразделения ВМФ. А сама республика, будучи «сборочным цехом», снабжала флот современными приборами навигации, а также кормила и одевала моряков.

Звания адмирала, по неполным данным, с 1940 года по настоящее время были удостоены свыше 100 белорусов и уроженцев республики. В их числе пять Героев Советского Союза – Георгий Холостяков, Антон Гурин, Василий Лозовский, Валентин Холод и Егор Томко, – а также Герой России контр-адмирал Владимир Дронов.

Первым Героем Советского Союза в морской авиации был белорус капитан Алексей Антоненко. За 34 дня боёв он сбил 11 самолётов противника.

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ, Червенский историко-краеведческий музей

© "Союзное государство", № 10, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Материалы по теме:

Как самый скупой купец России весь мир удивил

Господин персидский барон

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц